АВТОМОБИЛИСТЫ нашей редакции то и дело приезжают на работу возмущенные: "Мне на бензоколонке налили плохой бензин". Странная формулировка: бензин не может быть плохой или хороший, в любой цивилизованной столице он бывает только разных марок. А значит, разного качества. Но то в других столицах. У нас же все иначе.
Заводской "компот"
МОСКВА, пожалуй, единственное место в России, где на одной заправке можно встретить три, а то и четыре марки бензина: и 76-й - 80-й, и 92-й - 93-й, и 95-й, а где-то даже и элитный 98-й. Правда, из-за того что в России его производят всего три завода, шансов залить элитное топливо все меньше и меньше. По сути настоящего высококачественного бензина в столице не найдешь.
Как нам сказали в Министерстве по антимонопольной политике, Москва - это единственный регион России, где сохранилась бензиновая конкуренция. Всю остальную страну топливные короли поделили между собой: в каждом губернаторстве - один хозяин. И только на столичном рынке представлены одновременно целых пять монстров: "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК", "Славнефть" и "Татнефть". Не считая мелких фирм, имеющих в своем распоряжении максимум 8-10 бензоколонок.
Часть топлива поступает в Москву уже в готовом виде. В частности, Тюменская нефтяная компания и "ЛУКОЙЛ" привозят в столицу собственный бензин, который перегоняют в других регионах. Другую часть доставляют в виде сырой нефти и перерабатывают на подмосковных предприятиях: в Павельцах, Видном, Сергиевом Посаде и в Капотне. Раньше лидирующее место среди крупных компаний занимала "Бритиш Петролеум" в основном за счет того, что привозила топливо, переработанное в Финляндии. Справедливо считалось, что иностранный товар качественней. Только потом гнать бензин из такой дали стало невыгодно, и "Бритиш" нашла поставщиков, как и все остальные, в Подмосковье. Способов "компотить" бензин (то есть улучшать качество при помощи различных добавок) много. Разбавляют 92-й бензин 76-м, добавляют нафталин. Нефтеперерабатывающие заводы применяют металлосодержащие добавки (кроме тетраэтилсвинца), поскольку они не запрещены. На заправках низкие сорта бензина заливают в баки, предназначенные для более дорогих видов топлива. "Подкручивают" счетчики. Столичный Департамент топливно-энергетического хозяйства провел однажды ревизию бензозаправок, расположенных вдоль МКАД. На трех из каждых четырех станций выявлены нарушения. В последнее время некачественный бензин продают все чаще и чаще. В 1998 году - 10%, в 2000-м - уже 20%. Кстати, от примесей на основе железа происходит отказ свечей зажигания и двигатель начинает работать с перебоями.
Передел идет к концу
ПРОШЛЫМ летом на московском бензиновом рынке началась "холодная война". Крупные компании стали поглощать более мелкие фирмы. Большинство сдалось. АЗС "Грант" перешла под крыло "Славнефти". Перестали существовать некогда известный "Крокус Петролеум" и еще более половины небольших самостоятельных бензоколонок, делавших бизнес в столице.
Прогнозы печальные: в следующем году мелких фирм почти не останется. Директора бензоколонок предрекают мгновенный взлет цен: четырем-пяти компаниям будет легче между собой договориться. В феврале этого года гиганты уже пытались поднять цены на бензин. Однако мелкие компании, которые наряду с крупными входят в Московскую топливную ассоциацию, не позволили. Как видите, всех волнует конкуренция, а не качество товара...
Смотрите также:
- Срок гарантии кузова автомобиля "Вольво" - 20 лет. Дорого, да мило... →
- Железный конь на больничном →
- Иномарка по-русски →