Деньги в стульях и картинах

   
   

ЧЕМ БОЛЬШЕ у людей денег, тем больше они могут себе позволить. Это что-то вроде слогана новых буржуа. Но машины, квартиры, членство в клубах все-таки - статьи расходов. Тогда как дорогостоящее и широко популярное в узких кругах хобби - коллекционирование вполне можно отнести к статье доходов. Если вкус и интуиция не позволят в будущем умножить капитал, что-то выгодно продав из своего собрания, то уж, во всяком случае, деньги будут сохранены. При условии, что собираются не пепельницы из отелей и не телефонные карточки. Еще совсем недавно предметы антикварной мебели можно было купить за копейки. Равно как и "мазню" шестидесятников. Сегодня вопрос упирается не столько в то, ЧТО продается, сколько в то, ГДЕ продается.

Аукционы

АУКЦИОНЫ, хоть на них на первый взгляд все и дорого, сродни клубам. Туда приходят не только купить что-то конкретное, но и пообщаться с себе подобными, а значит, почувствовать моду и тенденции. Согласно информации международного ежегодника "Мayer", в среднем за год в разных странах мира проходит около 2700 антикварно-художественных аукционов. (Представляете, по 7 аукционов в день!) Я знаю одного галериста, который успевает посетить в год не меньше сотни. Говорят, это абсолютный рекорд.

Что касается Москвы, то внимания заслуживают антикварные салоны в ЦДХ. Общая сумма продаж составляет около 300 тыс. долл. Это приличный уровень: не проданных работ в среднем остается процентов 30. Естественно, аукционы тематические. Но если посмотреть, что покупалось, скажем, лет пять назад и что покупается теперь, можно сказать - русским искусством "наелись". Айвазовский, Левитан, Шишкин, Врубель, Шагал, Фальк эмигрировали из музеев в частные коллекции. Там пока и остаются. Например, "Витязь на распутье" Васнецова (вариант одноименной картины хранится в Русском музее), погостив в ЦДХ, был в свое время продан за 104,5 тыс. долл. частному собирателю.

Последнее время больший интерес вызывает европейское искусство. Скорее всего, это связано с тем, что цены на западноевропейских мастеров выше, чем на того же уровня русских художников. Всем известно, что в советский период за бесценок было вывезено много предметов русского искусства. Это не могло не сказаться на рынке: покупать русское стоило на Западе, а продавать в России. Но сегодня держать деньги все-таки выгоднее в картинах западников.

Аукционы интересны для коллекционеров еще и потому, что покупать там безопасно. От подделок защищают заключения известных музейных экспертов. И на начальном этапе собирательства атрибуция Третьяковки должна вселять уверенность. Но чем больше в процессе разбираешься, тем понятнее, что ни в одной стране мира ведущие музеи не атрибутируют выставляемые на аукционы произведения. Это считается дурным тоном и может повлиять на репутацию музея: ведь за атрибуцию платят деньги, и пока музей в коммерческой деятельности не замечен, его попечители получают налоговые льготы. Поэтому заключения о подлинности дают известные исследовательские центры. Думаю, теперь понятно, почему Кандинский, которого атрибутировали в подобном центре в Мюнхене, на рынке будет дороже Кандинского, атрибутированного, например, Русским музеем.

Антикварные лавки

БОЛЕЕ камерное место для удовлетворения коллекционных нужд, безусловно, антикварная лавка. Хотя бы потому, что в случае частичного отсутствия денег свидетелей этого "позора" будет в сотни раз меньше. Но в лавках больше принято покупать посуду, предметы интерьера. Сказать, что сегодня на мебель есть какая-то мода, трудно. В отличие от живописи и графики остальное коллекционирование носит стихийный характер и полностью зависит от вкусов собирателя. Кому-то нравится эпоха Ренессанса - резные столы-ларцы, высокие большие стулья, кабинеты с обилием ящиков. Кто-то предпочитает округлые формы барокко, кто-то - обилие деталей и роскошь рококо. Можно поговорить лишь о популярности сортов дерева: красное и черное давно уступили место ореху и буку. Что интересно, цены на эпохи почти не отличаются друг от друга и не превосходят по стоимости аналогичные предметы мебели от модных современных дизайнеров.

Наблюдения владельцев магазинов показывают, что новые русские предпочитают больше мебель без прошлого и часто покупают что-то для того, чтобы сделать копию. Ненужную вещь пытаются отдать обратно... часто даже дешевле. Может быть, поэтому антикварные магазины приносят неплохой доход. Вероятность купить не эпохальную вещь, конечно, высока. Но аукцион заканчивает свою работу, и экспертам может быть трудно дозвониться в другое время, а лавки работают каждый день. Значит, вернуть вещь и высказаться тоже можно каждый день. Но одно то, что антикварные лавки (на Кузнецком Мосту, на Петровке, на Фрунзенской набережной) годами не меняют адреса, говорит, что подобных проблем у них пока нет.

Смотрите также: