СЧИТАЕТСЯ, что антиквариат - удел миллионеров. Но ведь и простым гражданам в принципе хочется, чтобы в семье была серебряная ложечка с хитрым вензелем, бронзовый подсвечник или изящная фарфоровая вазочка как бы "от прапрабабушки". Их спокойно можно передавать из поколения в поколение, сделав фамильным талисманом. Однако не торопитесь бежать в комиссионный магазин или к частным коллекционерам - как вокруг любого бизнеса, тут полно мошенников, стерегущих "любителей старины", не отличающих Врубеля от Шагала. Вот что советует новичку-собирателю искусствовед, специалист по "отстоявшейся красоте" Василий ВАРЛААМОВ.
Историческое застолье
АНТИКВАРИАТ - это не всегда безделушки. Он может быть вполне функционален. Купить целый столовый сервиз кузнецовского фарфора или завода его императорского величества сегодня практически невозможно. За этим охотятся коллекционеры-профессионалы. Остановите свой выбор на небольшом комплекте на двоих. Малоизвестные заводы выпускали не менее изысканный, интимный, зато не такой помпезный фарфор. Вы сможете есть на нем, а не просто держать в комоде как музейный экспонат. Не бросайтесь на первый же понравившийся прибор сразу. Обойдите не менее десятка антикварных магазинов и лавочек, прежде чем расстаться с деньгами. Подробно расспросите продавца о вещи, на которую вы нацелились. Внимательно осмотрите клеймо - в этом случае фарфорового завода. Каждая старинная вещь в магазине и на аукционе имеет свой паспорт. Из него вы узнаете, из чего и когда сделаны эти чашка с блюдцем, кто их изготовил. В том же сертификате указаны степень утрат и реставрации. От этого и зависит цена на приглянувшийся вам предмет. На документе должны стоять данные о фирме, которая выдала документ, скрепленные ее печатью, - гарантия того, что вы будете пить утренний кофе из чашечки с двухвековой историей.
Уважаемый шкаф
К ПОКУПКЕ антикварной мебели надо отнестись особенно бережно. Перед походом в специализированный салон вы уже должны без ошибки отличать модерн от ампира, а рококо от барокко, ведь такая покупка повлияет на весь стиль вашего жилища: повлечет за собой смену обоев, оконных гардин, дверей - целый ремонт. Старинная мебель требует гораздо больших площадей, чем нынешние квартиры. Она создавалась для особняков, загородных имений. А потому обратите внимание на небольшие ансамбли из диванчика и пары кресел, канапе или маленького чайного столика и двух стульев. В комнате отведите этим предметам уютный уголок. Возможно, вы почувствуете, что на стенах не хватает картин, на полках - фарфора, бронзы. Но сначала вам необходимо убедиться, что мебель не заражена жучком. Это не значит, что она больная и никуда не годится. В крупных городах существуют фирмы, которые лечат старую мебель. Однако "болезнь" не может не отразиться на цене. Если же вы не хотите рисковать и связываться с креслом или комодом, которые, как вам кажется, вот-вот развалятся, можно сделать мебель на заказ, в каком угодно стиле - и только специалист сможет сказать, что это современная работа.
Фамильные драгоценности
ТЕПЕРЬ, когда мы подходим к наиболее дорогим произведениям искусства, вы должны определиться для себя - что важнее? Чем известнее имя, тем больше вероятность того, что вас "кинут". Фаберже подделывают больше всего. Но если вам принципиально нравятся форма и стиль - закажите нечто подобное в хорошей ювелирной фирме. Там могут и полностью скопировать, и просто выполнить пасхальное, скажем, яйцо в стиле Фаберже. С алмазами, эмалью и так далее. В некоторых фирмах, берущихся за такую работу, трудятся "ученики-праправнуки" Фаберже. Это последователи мастеров, оставшихся на национализированной фабрике (если речь идет о Москве), которая стала называться Московской ювелирной фабрикой... Такая "подделка" - тоже недешевое удовольствие, но вы будете знать, за что отдаете деньги.
Музей на дому
У НАС действительно можно купить и Шишкина, и Репина, и Айвазовского, и Левитана - закон запрещает их вывоз из страны. Но вероятность того, что вам достанется подделка, очень велика. Самые узнаваемые мастера, цены на них начинаются от 20-40 тысяч долларов, а потому и искушение авантюристов велико. Практически каждый выпускник художественного училища, не говоря уже о хорошем художнике-реставраторе, способен сделать прекрасную копию любой картины и подделать подпись. Некоторые даже шутят, что получить подлинник можно, только выкрав его из музея. Еще вам придется застраховать картину и трястись каждый день - как бы не украли. Выход у начинающего собирателя один - остановиться на искусстве без громких имен. Иначе может произойти история, больше похожая на анекдот. Лет 10 назад одна дама собрала друзей на день рождения в только что отстроенном загородном доме и в торжественный момент эффектно сорвала покрывало с картины на стене. Это был... Репин, "Иван Грозный и сын его Иван", только немного меньше оригинала. Все обомлели. "Вот, - сообщила дама, - купила у знакомого. Недорого". "Извините, а что же тогда висит в Третьяковке?" - тихо спросил кто-то... Порой и сегодня некоторым доверчивым покупателям пытаются "впарить" копию какой-либо реальной, но не слишком известной картины, например, Петрова-Водкина, тогда как подлинник благополучно продолжает висеть в саратовском музее. Профессионалы могут отследить судьбу картины: музеи, частные коллекции и т.д. Иногда они сразу говорят: эта картина или статуэтка в принципе не может попасть на прилавок.
Существует такое понятие - художники второго круга. Те, кто дружил и учился вместе с теми же Репиным, Суриковым и Левитаном. Одна школа, единая традиция. Изучите книги по искусству XIX века (потом вы наверняка встретите знакомые фамилии) и прислушайтесь к собственным ощущениям. Но не смущайтесь, если обнаружите произведение неизвестного художника - это вовсе не значит, что оно не имеет художественной и исторической ценности. Вы вполне в силах найти что-то душевное стоимостью до 1000 долларов. Более дорогие картины и гравюры лучше покупать вместе со знающим человеком. К слову, в большую гостиную подойдет крупное полотно с сюжетом. Если размеры комнаты скромнее, в нее "впишутся" натюрморт и пейзаж, а если картины совсем небольшие, то лучше, чтобы их было несколько. В спальне более уместна акварель или набросок. Кабинету, тем более если он принадлежит мужчине, больше подойдет гравюра.
Людям несведущим стоит посетить аукцион. В наших двух столицах они проводятся регулярно. Там вас покинет ощущение одиночества и дилетантизма. Вы увидите реакцию других людей на вещи, которые вас заинтересовали, - мини-спектакль, порой с потрясающим накалом страстей и азартом, поопаснее, чем в казино. Сравните цены с тем, что видели в салонах. Вам могут попасться изумительные, редкие вещицы. И вы не устоите.