Примерное время чтения: 7 минут
105

Поет полиэтиленовая Пугачева

Что может быть проще и примитивнее полиэтиленового пакета? Только сам полиэтилен. Для чего он нужен? Домохозяйки ответят: продукты носить из магазина, садоводы-огородники скажут: теплицу покрывать; а еще можно косточки от вишни или шкурки из-под семечек плевать в полиэтиленовый пакет; или соорудить на голове оригинальный колпак, если дождь застал врасплох, а зонтика под рукой, как всегда, не оказалось.

Но вот для московского художника Петра Тишкова полиэтилен не просто мешок для мусора или средство "прикрытия", а рабочий материал, можно сказать, перо, и кисть, и краски в одном. Тишков делает полиэтиленовые картины. 50 х 70 см и больше. Самый искусственный материал не только обретает жизнь, но и передает ее во всей красоте, естественности и непредсказуемости. Но это уже не без помощи рук человеческих, т.е. авторских.

Когда я вошла в комнату выставочного зала "Измайлово", где в начале апреля открылась персональная выставка Тишкова, я сначала было метнулась назад в полной уверенности, что ошиблась дверью. На стенах по периметру комнаты висели красивые черно-белые фотографии. Стильно, ничего не скажешь. Но я-то пришла смотреть на диковинку - полиэтиленовые картины. В моем представлении это должно выглядеть как-то по-другому, грубее что ли. Меня вовремя остановили и вернули. Только подойдя вплотную к складчатой ушастой голой кошке в тонкой рамке, я смогла различить отдельные знакомые прозрачные элементы. Издалека все смотрелось совсем не так. Причем, пока я шла к картине, мое первое впечатление, что это фото, постепенно трансформировалось в другое (тоже неправильное) - голограмма. Из-за причудливых переливов, возникающих, если смотреть под разными углами, разным освещением и с разного расстояния, создается впечатление объема.

А это оказался обыкновенный полиэтилен, вырезанный определенным образом и уложенный по задумке художника. Маленькие полиэтиленовые кусочки складываются у Тишкова не просто в портреты, а в характеры. Полиэтилен, наверное, как никакой другой материал, передает женскую сущность: легкий, прозрачный, блестящий, ветреный... На женских лицах (а женщины - главный объект творчества художника) как на экране черно-белого телевизора отражается: радость, нежность, непокорность, женственность, коварство, задумчивость. "Дикая", "Странная", "Женственность", "Нежность"... - названия говорят за себя. У художника всего около 50 картин.

Конечно, не все они посвящены прекрасной половине человечества. Встречаются и отдельные "экземпляры" накачанных мужских торсов, животных, детей. И даже легко узнаваемых знаменитостей. Среди них: поющая Алла Борисовна Пугачева, как всегда, сексуальная Мерелин Монро, загадочная Вера Холодная. Но меня больше всего умилил взъерошенный котенок на картине с наивно-ласковым названием "Кися". А как можно было изобразить в большом масштабе человеческий глаз с длинными тонкими ресницами и карандашной подводкой оставалось только догадываться и удивляться.

Полиэграфика - новое слово в современном искусстве. "Это графические картины с объемным эффектом, изображение которых сделано с помощью полиэтилена" - дает определение своему изобретению сам автор, потому что нигде в мире такого больше нет.

Вообще-то Петр Тишков не художник. То есть не художник по профессии, но художник по состоянию души. Специально нигде не учился. Первое образование - менеджер-финансист, но уже семь лет работает в модельном бизнесе как фотограф и стилист. А муза посетила случайно. Ей, видно, у молодого привлекательного Тишкова понравилось, и она осталась жить насовсем, периодически нашептывая новые идеи.

- Как давно вы занимаетесь полиэтиленовыми картинами?

- Три года. Мы провели поиск по всему миру, аналогов не нашли и запатентовали технологию. Идею я не вынашивал годами, все получилось спонтанно. Я делал выкройку из полиэтилена для цветной аппликации и ровненько слои складывал, присматривался, "примерял". Первую картину делать из полиэтилена не пришлось - она сложилась самостоятельно. Дальше я решил, что это неплохая мысль и стал пробовать придумывать сюжеты самостоятельно.

- То есть получается, это ваше хобби?

- Нет. Больше, чем хобби. Это мое Я.

- Что Вам больше всего нравится изображать?

- В основном женские лица. Это, наверное, в крови, потому что работа в модельном бизнесе накладывает свой отпечаток. Но, прежде всего, мне нравится изображать характер, а чей - это уже второй вопрос. Материал сам по себе достаточно прозрачный, неуловимый, поэтому может замечательно передать характер человека или животного.

- Как происходит процесс?

- Сначала я делаю эскиз. Потом этот эскиз раскладывается на градации серого, раскладывается по слоям, подбираются цвета, делаются выкройки. Слои вырезаются, накладываются друг на друга до достижения нужного цвета, наклеиваются на картон, а дальше - под стекло и в рамочку.

- Много ли уходит времени на одну работу?

- Как фишка ляжет (творчество пойдет)! Как муза прилетит. Иногда сутки, иногда неделя, а, может, и месяц.

- Сложно ли работать с таким хрупким материалом?

- Не сложнее, чем с красками.

- Где вы берете полиэтилен?

- На самом деле везде, потому что использую абсолютно разный полиэтилен: глянцевый и матовый, плотный и тонкий, цветной, белый, прозрачный... Вы же видите, здесь не все картины черно-белые. Есть красные, коричневые... А полиэтилен находится где угодно: это могут быть какие-нибудь пакеты, упаковочные материалы или полиэтилен, который продается на строительных рынках и используется для теплиц. На одну картину уходит до четырех метров полиэтилена. Конечно, остаются "издержки производства", но я стараюсь, чтобы все шло в дело, даже самые мелкие части потом могут пригодиться в другой работе.

- У вас есть любимая картина?

- Их несколько. "Смотри", "Дикая" и, наверное, "Первая улыбка". В них вложено очень много личных эмоций.

- Нескромный вопрос: сколько стоят ваши картины?

- От 100 долларов и выше. Самая дорогая - она уже куплена и находится в частной коллекции - была продана за полторы тысячи. В основном я делаю картины на заказ, работы интерьерного плана или портреты. Покупают дизайн-студии, люди, которые хотят сделать оригинальный подарок, либо люди, желающие увидеть себя в таком необычном ракурсе.

- Я видела у вас портрет Пугачевой. Она знает о нем?

- Нет, хотя в планах есть идея сообщить.

- А продать?

- Ни в коем случае, потому что продать портрет тому человеку, который вдохновил на творчество - это не очень правильно. Вдохновение не продается.

- Вы изображаете в основном знакомых людей или ищите новые типажи, например, на улице?

- Пока я работаю со знакомыми, или знакомыми знакомых, или использую фотографии из своей рабочей практики. Здесь у меня тоже неплохая коллекция. Вообще-то творчество - процесс неконтролируемый. Бывает, начинаешь делать одну работу, а заканчиваешь совершенно другой. Хотел сделать портрет одного человека, а в середине работы осенило и понял, что это должен быть другой.

- Как реагируют сами модели на конечный результат?

- Очень неоднозначно. Я бы даже сказал оригинально. Потому что портрет часто внешне мало похож на человека, с которого он был сделан. Просто я пытаюсь увидеть в человеке какие-то внутренние характерные качества, часто тщательно скрываемые от глаз окружающих. А некоторым не нравится, что "их раскрыли", увидели их потаенные черты характера. Другие, наоборот, удивляются, что я увидел то, что никто даже не замечал. Самая бурная реакция на портрет проявилась в виде пятиминутного мата. От восторга, конечно!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно