На вопросы читателей отвечает известный писатель Л. ЖУХОВИЦКИЙ.
Не говорит ли поведение и внешний вид молодых людей о каком-то внутреннем кризисе?
Е. Красик, Пермь
- Я бы сказал так: в зависимости от того, что под этим подразумевается, либо никакого кризиса вовсе нет, либо он - нормальное состояние молодежи в любое время. Я склонен ко второму утверждению. О кризисе говорили всегда. Почему?
Мы, старшие, естественно, хотим, чтобы ребята были похожи на нас. Так удобнее, так спокойнее. Скажем, у нас были в моде такие брюки, пусть и они носят такие же. И нам не надо переодеваться. А то, мало того, что сами одеваются по-другому, они и нас заставляют меняться. Мы танцевали свои танцы, нам их тоже, кстати, запрещали. Мы с огромным трудом добились "революции ума" - стали танцевать фокстрот и танго. Каждые 3 - 5 лет танцы меняются, это хлопотно, раздражает.
В чем же выражается этот "кризис" молодежи? Да, некоторые из них - панки - носят странные прически, красят волосы иногда в два цвета, у них волосы на голове стоят дыбом. Они какие-то булавки навешивают на себя, одеваются, на наш взгляд, совершенно нелепо, даже специально нелепо. Но хочу задать вопрос: если аккуратно и скромно одетый и причесанный юноша 15 - 16 лет будет целый день, целый месяц или год ходить по улицам, его кто-нибудь заметит? Разве что милиционер, да и то, если он перейдет улицу в неположенном месте. А выкрасив волосы наполовину в розовый, наполовину в зеленый цвет, этот юноша быстро добивается своей цели - обратить на себя внимание.
Я не считаю это серьезным явлением. Выделиться, проявить себя нормальное стремление молодежи. Это нужно было бы не осуждать, а учитывать и использовать. Другое дело - сколько лет можно играть в эти игры? Очень недолго. Когда 14 - 15-летние ребята развлекаются таким образом, есть надежда, что кто-то из них - пусть 1% - сделается со временем хорошим парикмахером, а у кого-то разовьется вкус (ведь многие вообще не обращают внимание на одежду), и он или она станет директором швейной фабрики. Но в эту игру опасно заигрываться. 18-летний парень, щеголяющий в таких нарядах, уже немножко смешон, а 20-летний - жалок.
К сожалению, мы пока не диктуем мировую моду. Многое, о чем мы говорим, заимствовано на Западе. А эти течения временны, преходящи, некоторые вредны, но, чтобы в этом убедиться, какой-то части молодежи нужно этой болезнью переболеть.
Худо, конечно, если, перенимая ту или иную западную моду, вместе с ней перенимаются и моменты бесчеловечности, которые есть в определенных современных течениях Запада. Там ведь есть и фашисты, и неонацисты, и всякого рода националистическая мразь. Но даже это, по-моему, не дает оснований для пессимизма. Убежден, что подавляющее большинство наших ребят, которые щеголяют порой в майках с дурацкими или даже вредными надписями, в подавляющем большинстве и не знают, что наклейки и надписи означают. Нацепил юноша яркий галстук с иероглифами, а они, может, призывают убивать первого встречного.
В некоторых письмах выражается мысль, что разные странные течения возникают у молодежи оттого, что ей не дают проявить себя на серьезном поприще...
- Действительно, возможности ярко выразить себя у современной молодежи немного. Отчасти это объясняется причинами объективными, жизнь необычайно усложнилась и требует образования. Для того, чтобы проявить себя в работе, мало обладать желанием и физической силой. Для большинства профессий требуются немалые знания. Это требует времени.
Конечно, можно сказать, что люди постарше не дают молодежи по-настоящему развернуться. Думаю, что здесь должен действовать закон большого спорта: выиграй, и этим докажи, чего ты стоишь. Можно было сколько угодно ворчать, что уже не очень молодой Ботвинник зажимал молодых гроссмейстеров, но вопрос решался не где-то, а за шахматной доской. Таль в 23 года доказал, что он имеет право быть чемпионом мира. Но, спустя год, Ботвинник доказал, что в свои 50 с чем-то он имеет право оставаться чемпионом.
Когда говорят о том, что надо дать молодежи больше прав, я бы сказал так: надо дать молодежи не больше прав, а больше возможности себя проявить. Вот это будет справедливо.