Бродила я как-то по столичным дворикам и наткнулась на стену, которая была разрисована причудливыми картинками: были здесь и объёмные буквы, слепленные в слова, и милые чудовища, и весёлые человечки. Напрягла я свои девичьи мозги и поняла: да ведь это ГРАФФИТИ!
МНОГИЕ не понимают или не принимают настенную живопись, называя ее вандализмом. Тому есть свои причины. Во-первых, несмотря на то, что граффити появилось в России больше десяти лет назад, оно пока не приобрело широкой популярности. У простых смертных оно ассоциируется с пресловутыми надписями типа "Здесь был Вася". Во-вторых, непосвященным кажется, что рисунок, нанесенный на стену здания, обязательно должен нарушать его художественную целостность. Так что пора наконец разобраться: что это за зверь - граффити - и как он мычит.
В современном понимании граффити - это художественная композиция, стилизованный рисунок или надпись, нанесенный на плоскую поверхность чего-либо, находящегося в поле зрения общественности. В Россию оно пришло из Нью-Йорка как одно из направлений и неотъемлемая часть хип-хоп-культуры. Хип-хоп же, как ни крути, остается для нас чуждой культурой - отсюда и ограниченное число поклонников граффити в России. Есть, конечно, самобытные энтузиасты, которые не хотят определять свой стиль жизни музыкальными вкусами, но к ним и отношение пренебрежительное: "Не врубаешься в хип-хоп - руки прочь от баллона!" Но это у нас. А вот в Европе достаточно много граффитеров, которые хип-хоп и вовсе не слушают, а на стенах рисуют - будь здоров.
Если окунуться в историю, то надо честно признать: граффити имеет те же самые корни, что и надписи из трех букв на заборах. Начиналось оно с так называемых тэгов - стилизованных автографов. К слову, каждый современный граффитер и сейчас имеет свой собственный тэг, т. е. личную подпись (тэг может быть в виде маленького рисунка или просто надписи, обозначающей псевдоним автора). Со временем надписи усложнялись, становились круче и навороченнее. Каждый мастер, разумеется, хотел выпендриться. Так появились "шрифты" - всевозможные слова, написанные причудливыми буквами. Шрифты можно разделить на три основных группы:
1. Bubble letters (от англ. bubble - пузырь). Считается очень устаревшим. В чистом виде почти не используется из-за простоты. Стилистические особенности: изображение плоское, буквы вздутые, пухлые, не имеют ни углов, ни объема, зато имеют тени.
2. Wild style (в пер. с англ. - дикий стиль). Один из наиболее сложных шрифтов. Состоит из всевозможных завернутых форм, переплетающихся между собой. Стилистические особенности: буквы имеют много углов, пересекаются, перетекают друг в друга. Все это дополняется различными примочками: хвостиками, стрелочками, кружочками и т. д. Необычны в этом стиле не только формы, но и цвета. Вообще, это направление отличается отсутствием каких-либо канонов и правил: "любишь кататься - люби и катайся".
3. 3D fx (название явно позаимствовано из компьютерной терминологии) - объемные буквы. На сегодняшний день этот стиль считается одним из сложнейших. Грамотно сделанный рисунок дает реальные шансы получить призовые места на соревнованиях. Стилистические особенности: опирается на Wild style, но здесь просчитаны все объемы - слово как бы висит в воздухе. Изображение пространственное, но буквы не имеют теней.
Это разделение условно. Найти рисунки, выполненные строго в одном стиле, практически невозможно. Все стили, как правило, смешиваются.
Помимо шрифтов, отдельным направлением являются "Персонажи" (другое название - Character). Это могут быть герои известных мультяшек или комиксов. Они могут стоять отдельно, а могут дополнять какой-либо шрифт или заменять в нем одну букву. Персонажи бывают довольно милыми, несут в себе какой-то смысл, поэтому, в отличие от шрифтов, нравятся обывателям. Шрифты же иногда трудно понять, а зачастую и прочитать-то невозможно (хотя каждый уважающий себя граффитер рядом со своим тэгом всегда пишет то слово, которое он хотел изобразить на рисунке).
Рисуют уличные художники в основном баллонами с яркими нитрокрасками. Их можно купить в любом магазине для автолюбителей или на авторынке. Но для того, чтобы стать граффитером, недостаточно просто взять в руки баллон и выйти во двор. Надо иметь соответствующие навыки. Многие мастера граффити учатся в архитектурных и дизайнерских колледжах и вузах. А потом выходят на улицу и воплощают свои навыки в жизнь. Судите сами, кто они - вандалы или художники?