НЕ ВСЕ москвичи знают, что "Лубянка" - это не только "Детский мир", но прежде всего старейшая в городе "точка". Здесь ежедневно собираются потребители наркотиков.
ЕСЛИ медленно-медленно бродить около выхода из метро "Лубянка" или спуститься в один из переходов, можно заметить неподвижные фигуры молодых людей, которые подпирают стены или сидят на корточках. Скорее всего, это - потребители. Есть там тихого вида старушки с большими сумками и тетки с дядьками, делающие вид, что они изучают витрины в переходе. Эти могут оказаться торговцами таблетками или солутаном. А есть братья Влад и Ваня, для обозначения которых в словаре русского языка пока нет эквивалента. Они - "аутричвокеры" из организации "Возвращение к жизни". "Аутрич" - это уличная социальная работа, в данном случае с потребителями наркотиков.
"...Не была на "точке" - ничего не знаешь!" - сказал мне как-то Влад и взял меня "третьей". На работу братья, как обычно, вышли с рюкзаками, туго набитыми спиртовыми салфетками, презервативами и брошюрами. Все это должно было осесть в карманах лубянских завсегдатаев. "Спиртосалфетки - для дезинфекции. - Влад начал выкладывать свой багаж мне в ладони. - Презервативы - для профилактики ВИЧ и сифилиса. Брошюры - для образования. Ты думаешь, если человек сидит на героине, он ничего не хочет знать и ему плевать на свое здоровье? Увидишь, что нет".
Тем временем Ваня безошибочно вычислял среди гуляющей лубянской молодежи потребителей. Постепенно мы оказались в эпицентре некоего движения. Молодые люди отлеплялись от стен, поднимались из переходов и с видимым удовольствием подходили к нам. Цветные коробочки и упаковки начали переходить из рюкзаков в карманы. И почти каждый просил "что-нибудь почитать". Брошюры о гепатитах, передозировках и СПИДе быстро нашли своих читателей.
- Слушай, - я затормошила Влада за рукав, когда мы переместились в другое место, - наверняка вам периодически говорят, что вы пропагандируете наркотики.
- То, что мы делаем, - назидательно сказал Влад, - называется "снижение вреда от употребления наркотиков". С уличными потребителями наркотиков никто не работает: милиция делает понятно что, врачи лечат только тех, кто к ним сам придет. Основная масса остается в андеграунде, и половина уже инфицирована ВИЧ. Наша задача - донести до каждого потребителя, что не заразиться и не заразить другого - вполне в его силах. Надо только пользоваться чистым инструментом и предохраняться при сексе. И этому мы можем научить.
На корточках около входа в метро сидела милая, но хмурая девочка лет 16 с целым выводком разноцветных заколок-"крабиков" на голове. Увидев нас, она вышла из своего анабиоза и спросила: "Наборчики есть?" Получив пластиковый пакетик, она деловито запихнула его в крохотную сумочку и снова погрузилась в полусон. Влад гордо продемонстрировал мне пакетик. В нем - стеклянный пузырек, полоска лакмуса и вата.
- Подхватить инфекцию можно и через ватный фильтр, и через пузырек. А мы выдаем стерильные. Нам говорят: "Вы поощряете наркоманию! Им лечиться надо, а вы..." Но если мы не выдадим ему набор, а скажем: "Иди лечись!" - он не перестанет колоться. И ВИЧ подхватит. Или передаст...
Мы уже перестали ходить от человека к человеку и встали посреди подземного перехода. К нам, как к старым знакомым, стали подходить, чтобы просто поболтать о том, что творится за пределами их мира. В этой тусовке уже давно нет новых тем, разговор закольцован на одном предмете - наркотиках. Подошла Лена. Говорят, в прошлом - потрясающая красавица. Увы... Ей не больше 22, но она похожа на старую алкоголичку: нет передних зубов, немытые волосы, выпирающий, как у ребенка Африки, живот. Она рассказала, какая беда приключилась с ее подругой прямо около дома. Наряд милиции запихнул ее в машину, избил, раздел и выкинул на улицу. "Так только бандиты делают, когда наркотики у дилера ищут... - мрачно заключила она. - Теперь ее мать заперла, ломаться заставляет".
- Кстати, - вспомнила я, - а вы-то про лечение говорите?
- Разговорами не поможешь, - помотал головой Влад. - И наша задача - не лечение, а профилактика ВИЧ. Практика показывает, что обращаемость в нарколечебницы после нашей первичной работы всегда растет. Люди начинают думать, а не пора ли завязать, именно после того, как понимают: кто-то о них думает, кто-то хочет до них достучаться...
Сегодня проекты "снижения вреда" - практически единственная возможность остановить распространение ВИЧ среди потребителей наркотиков: больше этим заниматься все равно никто не хочет. А по статистике, эта стратегия может удерживать количество инфицированных в среде наркоманов в районе 3-4%. В Москве их уже 50%...