ЕВГЕНИЙ ЦЫМБАЛ представил в ЦДРИ и в Доме кино при переполненных залах документальный фильм "Леонид Гайдай: от смешного до великого". Фильм - биографический, анализирующий "феномен Гайдая", уникального режиссера, действительно сумевшего в своем творчестве сделать этот шаг - от смешного до великого.
БУДЕТ десять лет, как Леонида Иовича не стало. Но едва ли не каждую неделю по какому-нибудь телеканалу, а бывает, и по нескольким одновременно идут и идут его картины. И мы, и дети наши по-прежнему хохочем, перебрасываемся фразами: "Жить, как говорится, хорошо, а хорошо жить еще лучше!", "Чтоб ты жил на одну зарплату!", "За чужой счет пьют даже язвенники и трезвенники" и т. д. И по-прежнему, как завороженные, вновь и вновь припадаем к экрану с первых же кадров, когда на экране "Пес Барбос", "Операция "Ы", "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука", "Двенадцать стульев"... Все, что он снял, понятно каждому, скроено, соткано из повседневной жизни и даже порой как будто бы жизненного сора, анекдотов, шуточек, побасенок, казусов, смешных и нелепых ситуаций и персонажей. Но сколько за этим юмора, сатирической зоркости, а главное - человечности и доброты!
Из картин Гайдая "порезали" и зарубили только одну - "Жених с того света". После были лишь обычные для советских подцензурных времен придирки и "замечания". И он, перестрадав однажды, никогда не рядился в тогу запрещенного, задавленного властями режиссера. А из сложных ситуаций выходил со свойственным ему юмором и стоическим спокойствием. Скажем, к "Бриллиантовой руке", когда его издергали придирками и требованиями то вырезать "Остров невезения" ("Это вы на что намекаете в этой песенке?"), то еще что-нибудь, он взял и "приделал" вдруг в финале кадр... атомного взрыва. И заявил, когда приемная комиссия пришла в ужас ("А это-то тут при чем?"): "Все уберу, но вот этот кадр - никогда!" В итоге его "умолили" снять взрыв, зато все остальное благополучно осталось.
Он был скромен, молчалив, задумчив и серьезен, этот человек, насмешивший до слез миллионы людей. Не любил смешочков на съемочной площадке. Если переживал, то все внутри себя. Если видел несправедливость - не молчал: однажды встал и вышел из кабинета высокого чиновника, наоравшего при нем на молодого режиссера, вместе с "провинившимся", которого даже не знал. Тем самым "провинившимся" и был Евгений Цымбал, автор фильма о Гайдае. Фильм, бесспорно, должны увидеть те самые "массы" зрителей, которые смотрели и смотрят гайдаевские картины. Но переговоры с несколькими каналами ТВ все еще ведутся.
P. S. Вдова Леонида Иовича актриса Нина Павловна Гребешкова, поразительно красивая, улыбчивая, доброжелательная женщина, не хотела, чтобы упоминалось здесь о том, что с могилы режиссера на Ново-Кунцевском кладбище был украден бронзовый крест. А копии гайдаевских картин настолько "затерты", что нуждаются в немедленном восстановлении, иначе они могут просто погибнуть. Это около 10 тыс. долл. за копию, и такие деньги взять неоткуда. "Леня всегда считал, что ему "додано" в жизни больше, чем он заслуживал, - огромная любовь зрителей, вот что главное". Вдова по-своему права, но все-таки горько, что снова и снова память наша оказывается короткой.
Смотрите также:
- НИ ОДИН ФИЛЬМ МКФ НЕ ТЯНУЛ НА "ГРАН-ПРИ". Красота фестиваля не спасает кино →
- ГОЛОС ЗА КАДРОМ. "Дубляжники" →
- Тихая мудрость клоуна →