КОГДА-то СССР считался родоначальником детского кинематографа. А сегодня в московских кинотеатрах с большим успехом идут фильмы для детей исключительно западные. Почему так происходит? С этим вопросом мы обратились к мэтру российского детского кино директору Киностудии им. Горького Владимиру ГРАММАТИКОВУ. В столице специально для съемок детского и юношеского кино была построена громадная киностудия.
- НАСКОЛЬКО я понимаю, сегодня выпуск детской кинопродукции остановился?
- Если на серьезный взрослый проект требуется примерно 800 тыс. долл., то стоимость качественного детского фильма переваливает за миллион. Это связано с дороговизной костюмов и реквизита, со сложностью декораций. А инвесторы боятся вкладывать средства в долгоиграющие проекты. Сейчас у людей рыночная психология: продал - получил. Когда мы объясняем, что такие фильмы, как "Золушка", работают десятилетиями, по копеечке приносят прибыль, - это никого не может заинтересовать. Выход из положения один - государство должно взять на себя финансирование детского кино. Иначе я не понимаю, как будет работать отрасль. К тому же на сегодняшний день еще не отлажен возвратный финансовый механизм.
- Вы имеете в виду деньги от кинопроката?
- Да. Раньше люди ходили в кино, проценты от проката шли на развитие киноиндустрии. Все лопнуло, когда кинопрокат стали составлять только американские фильмы. Тогда ни один рубль не вкладывался в отечественное кинопроизводство. Сегодня кинотеатры активно заполняются, причем в основном молодежью. Когда деньги начнут возвращаться в кинопроизводство, все встанет на свои места.
- Если в кино ходят в основном молодые люди, почему в наших кинозалах так мал процент детских российских фильмов?
- Кинотеатрам нерентабельно включать в свои проекты утренние и дневные сеансы для пенсионеров и прогульщиков. В столице сейчас есть семь кинотеатров, которые московское правительство предполагает сделать государственными. Тогда в этих залах под единым управлением можно будет крутить картины для семейного досуга.
- Согласен, на Западе развит этот институт семейного просмотра. Но традиции нашего детского кинематографа - снимать фильмы про детей и для детей.
- Мое мнение - надо двигаться в сторону семейных просмотров. Для детей достаточно телевизионных программ. А наш потенциальный будущий зритель - именно семья. Мы хотим делать кино, интересное как для детей, так и для бабушек с дедушками. Чтобы после фильма было о чем поговорить. Этот путь может вернуть в залы и людей, и финансы.
- Какие фильмы, по-вашему, могут заинтересовать детей и подростков?
- В первую очередь мы должны подумать именно о подростках. Если самым маленьким понравятся даже старые картины из фондов (они ведь увидят их впервые), то подросткам нужно современное кино. К тому же им нужны фильмы про их жизнь, а таких картин нет. Современный ребенок, имеющий компьютер, может своей волей сотворить чудо на экране монитора. Он не будет прислушиваться к голосу царя с короной из фольги. Но и уходить от традиций хорошей литературы и наших родных сказочных героев ни в коем случае нельзя. Так что, по-моему, выход - попробовать совместить традиции советского кино и новые технологии.
- Что сейчас происходит на Киностудии им. Горького? Коснулся ли вас ветер поголовного акционирования?
- У Минкульта отсутствует какая-либо четкая концепция развития предприятия. Складывается впечатление, что кто-то, пользуясь ситуацией, заинтересован быстрее получить контроль над киностудией. Может сложиться ситуация, когда мы лишимся базы производства фильмов для детей и подростков. Не хотелось бы, чтобы киностудия оказалась лишь одним из многих звеньев цепочки организаций, предоставляющих услуги для зарубежных производителей.
Смотрите также:
- О ПЕРЕСТРОЙКЕ В КИНЕМАТОГРАФИИ. На подступах к шедевру →
- Сергей Соловьев не хочет догонять Америку →
- Российское кино: чем победить Голливуд? →