В МОСКВЕ завершился очередной тематический международный кинофестиваль "Лики любви".
ВПЛОТЬ до 1999 г. съезд любителей "клубнички" проводился без кого-либо конкурса - люди просто приходили и смотрели, сколько им захочется, на чужую отснятую любовь, но позже, вероятно, для придания большей серьезности этому вполне естественному человеческому стремлению, обзавелся-таки конкурсной программой и звездным жюри.
На суд жюри и публики "Ликами любви" были представлены 17 фильмов. По словам директора программы фестиваля С. Лаврентьева, общий уровень фестиваля по сравнению с прошлым годом стал значительно выше. Вероятно, он имел в виду наличие в конкурсе индийских, бразильских и мексиканских фильмов ("Ашока", "Грибной человек", "Посмертные записки") при полном отсутствии российских картин. Констатируя сей малоприятный факт, господин Лаврентьев отметил, что лично он в этом никакой трагедии не видит. А разве кто-то говорит о трагедии? Просто за державу несколько обидно... Режиссер Вячеслав Цукерман, заседающий в жюри и не постеснявшийся предоставить для внеконкурсной программы два своих фильма ("Бедная Лиза" и "Жидкое небо"), в суждениях оказался менее смелым и, сославшись на свое судейское членство, комментировать конкурсный состав отказался. "На фестивале нет как российского, так и американского кино. Может быть, не оказалось ничего достойного?.." - уклончиво предположил Цукерман.
Знаменитая актриса Софико Чиаурели, также приглашенная в жюри, призналась, что для нее кино о любви - это прежде всего кино в старых традициях. "Сегодня другие страсти бушуют, но я люблю прежние. Не потому, что не знаю, что такое страсти, а потому, что они более высокие - Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта". Подозреваю, что многоуважаемой Софико пришлось очень внимательно смотреть предложенное кино, чтобы обнаружить в нем что-нибудь из "высокого". Хотя не исключено, что и в Мексике есть свои Джульетты.
Вообще отечественные звезды в этом году не очень-то балуют своим присутствием конкурсные показы - может быть, из-за того, что в Доме актера зал несколько маловат и темноват, а может, потому, что внеконкурсная программа оказалась гораздо богаче и приятнее. Некоторые нашумевшие картины, снятые 20-30 лет назад, не демонстрировались у нас даже в Музее кино, поэтому на "Ликах..." были встречены с огромным интересом. Сидевший рядом со мной куртуазный маньерист Вадим Степанцов, который, по его словам, абсолютно случайно попал на ночной показ эротических короткометражек, изъяснялся на этот счет достаточно здраво и лаконично: "Видимо, отечественные кинематографисты попросили денег, а устроители обиделись и отказали им". Чует мое сердце, что не так уж он и далек от правды.