ГРОМКОЕ слово "франчайзинг" по сути означает продажу раскрученной торговой марки и секретов фирмы. За границей такого рода сделки невероятно популярны. Обороты у бизнеса сумасшедшие: в США - 1 трлн. долл., в Великобритании - 8,9 млрд. фунтов стерлингов, во Франции - 32, 5 млрд. долл. А у нас за 5 лет худо-бедно образовались лишь 10 классических франшиз. В Москве сосредоточено 98% их рынка, емкость которого оценивается экспертами в пару десятков миллионов долларов. Для Запада цифра, конечно, смешная. Но для коммерсантов отечественного розлива, рыщущих в поисках мест выгодных вложений средств, - вполне приемлемая.
Чужое ближе к телу
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ толпы покупателей (франчайзи) пока не штурмуют офисы компаний (франчайзоров), готовых продать бизнес. По мнению Александра Майлера, главы Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), причин тому три: несовершенство законодательства, "недоразвитость" родного предпринимательства малого-среднего формата и густой туман вокруг термина "интеллектуальная собственность". Наш человек, как правило, не в состоянии понять, зачем нужно платить за все эти "секреты и бренды", будь они трижды сверхпопулярными, уникальными и успешными. Он заявляет: "Я и сам могу придумать не хуже!" Нет спора, может. И не только "наш человек". За рубежом тоже хватает предпринимателей, предпочитающих открывать собственное новое дело, а не выкупать "проверенное, но чужое". Это, как говорится, дело вкуса. Но тем, кто стремится минимизировать потери денег, стоит иметь в виду: по статистике, франчайзи банкротятся в 2-4 раза реже, чем независимые предприниматели.
Конечно, мало купить, допустим, бренд "БЛИН" вкупе с секретом выпечки, чтобы грянул дождь из золотых струй. Внедрение в франшизную семью - дело затяжное. Потенциальный клиент должен располагать подходящим помещением и стартовым капиталом от 5 тыс. долл. до 70 тыс. долл. Это цена знаменитого названия, фирменных технологий, оборудования, обучения, консультаций и первоначального запаса товаров/продуктов. Только собственное предприятие можно открывать, ни с кем не советуясь, нигде не учась. А "семейное" заставляет своих "дочек" приобретать профессиональные навыки, иначе они не смогут обеспечивать "фирменные" стандарты. Уже встав на ноги, франчайзи должен развивать свое приобретение - в согласии с жесткими требованиями главной компании. А кроме того, еще и выплачивать ей определенный процент (роялти) с оборотов.
Впрочем, только в классических западных схемах роялти обязательны и составляют 2-12%. В Москве иначе. Многие фирмы даже не пытаются настаивать на этих выплатах. "И это понятно, у нас умеют скрывать реальные доходы, - поясняет Александр Майлер. - Например, "Баскин Роббинс" роялти не берет. Но компания закладывает его в цену мороженого, которое продает своим фирмам. Ведь именно такого мороженого больше нигде не купишь".
Кафе на потоке
САМЫМ большим спросом в мире пользуются бренды кафе быстрого питания, и Москва в этом смысле не исключение. На общепит приходится до 35% франчайзинговых сделок. Рестораны и точки "Ростик'с", "Баскин Роббинс", "Русское бистро", "Теремок русские блины" и проч. растут как грибы после дождя. Ресторанный бизнес сейчас моден и привлекает очень многих. Но у одних на него не хватает средств, у других - знаний. Кроме того, ходят слухи, что "едален" в столице уже столько, что для новых просто места нет. Финансовые, организационные, учебные проблемы и снимает франчайзинг. Этот бизнес ограничивает инициативу владельца, но зато он менее рискованный и затратный, чем независимое предпринимательство. Здесь не надо искать помощников, которые помогут взять кредит в банке или юридически образумят, они изначально под рукой.
Что касается места... Общепит все еще не дотянулся до спальных районов города, куда муниципалитет заманивает предприимчивых граждан и скидками, и льготами, и новыми просторными помещениями. По мнению специалистов РАФ, это означает лишь одно: на самом деле суперприбыльные, лакомые места в центре города еще не выбраны. Когда там действительно произойдет "перенаселение", ресторанный бизнес начнет завоевывать и городские окраины. А между прочим, по оценкам экспертов, в спальных районах пойдут на ура именно сетевые кафе с хорошо раскрученным брендом, который, не исключено, уже пришло время купить. Или продать.
Смотрите также:
- СОБСТВЕННОСТЬ "OLBI-DIPLOMAT" В ИЮЛЕ ОЦЕНИВАЛАСЬ В 100 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ. Приглашение к богатству →
- БАЗАР ИДЕТ К РЫНКУ. Дорогу осилит идущий... →
- Зачем нам берег турецкий →