Надоело терпеть нищету и нехватку, надоело жаловаться на свою неудавшуюся жизнь времен перестройки. Будем действовать! Перво-наперво - всю столичную сферу услуг - в частные руки! А там посмотрим... Хуже не будет - уже некуда.
Вот мнение Л. ПИЯШЕВОЙ - сторонницы выкупа трудовыми коллективами торговых объектов. Она заместитель генерального директора департамента мэра (!) Москвы.
- Как будет оцениваться стоимость магазина, ресторана?
- Мы установили цену за 1 м"sup"2"/sup" площади - 1 тыс. руб. Плюс балансовая стоимость всех основных фондов (оборудование) и плюс оборотные средства (те товары, которые имеются на складе в магазине, ресторане). Получается вполне приемлемая сумма, которую можно выплачивать в течение года.
- Положим, дело сделано. Но откуда появится товар?
- Все товары; поступающие в Москву по госзаказу, лимиту, будут проходить через биржи. Никакого прежнего распределения уже не будет. В течение этой зимы мы наладим оптовую торговлю уже в рыночных формах.
Продбазы - их в Москве 560 - будут приватизированы в срочном режиме, но не в одни руки. Мы заинтересованы в разукрупнении этих объектов, и продавать их будем по частям, нескольким компаниям путем акционирования. Надо ликвидировать все монопольные образования (управления, тресты, концерны), и тогда у нас получится много частных торговцев. Каждый из них будет иметь равные возможности выйти на оптовый рынок через своих посредников, которые на бирже будут приобретать товар.
- Цены в кооперативных ресторанах, коммерческих магазинах шокируют даже тех, кто имеет достаточно высокий доход. Отсюда - боязнь частных магазинов...
- Сейчас там цены действительно монопольно высокие потому что все остальное уходит через систему распределения, по так называемым низким ценам. Отсутствие товаров на полках - это проявление скрытой инфляции, ведь фактически за два последних года вся торговля перешла в режим "черного рынка". Все это очень выгодно торговым работникам, они-то продают этот "дешевый" товар по высоким ценам, которая заведомо выше цены на свободном рынке: за риск, за посредничество, за многое другое. И цена уже становится не рыночной, а спекулятивной.
- Многие потенциальные покупатели торговых точек будут опасаться рэкета. Появится ли у них какая-нибудь защита от этого бедствия?
- Когда же все магазины будут частными, то милиция вынуждена будет работать в автоматическом режиме - по защите частного предпринимательства. Более того, мы готовы создать и частные агентства по охране предпринимателей.
Кроме того, мы будем жестко карать тех, кто будет диктовать другим свои монопольные цены.
- А хотят ли сами торговые работники стать собственниками?
- Хотят, очень. Сейчас их пытаются подмять под себя те структуры, которые раньше ими управляли. Придираясь к чему-то, в экстренном порядке снимают директора магазина, ресторана, увольняют лишних (часто слишком активных) людей. Видимо, потому и затянули этот вопрос с приватизацией, чтобы успеть устроить своих людей в торговую сферу - в предвкушении приватизации. Идет активный процесс "выталкивания" из этой сферы профессиональных, опытных работников, чтобы очистить поле и завладеть большим капиталом.
Мы же, напротив, хотим, чтобы здесь работало как можно больше простых людей, чтобы люди "снизу" стали собственниками.
- Но, может быть, это и неплохо, если взамен вялого директора придет более энергичный?
- В таком случае эти люди могут составить монопольную группировку, они уже сплочены между собой и, внедрившись в торговые структуры, могут стать мафией. Чем больше будет производителей и чем мельче их торговое производство (маленьких кондитерских, кафе), тем будет лучше для населения. Это снизит и возможную безработицу.
- Но наши торговые работники привыкли получать товар с баз и умеют его "доставать" только для себя, а не для народа. А здесь им придется перестраивать себя?
- Верно. Поэтому очень нужен опыт людей из административного аппарата для организации оптовой торговли: они имеют связи с теми, кто товары производит, перевозит. Эти уникальные знания пошли бы на благо реформам.
Нам нужны купцы, которые ездили бы, договаривались о товаре, покупали его за свои деньги, продавали через частные базы. А мелкая розничная сеть будет приобретать товар уже на этих базах. Такие базы должны стать источником снабжения города всем необходимым.
Далее. После этого первого шага мы собираемся отдать в продажу все закрытые, недостроенные помещения. После приватизации квартир люди, живущие на 1-м этаже, смогут продавать свое жилье под кафе, магазины. То, что до сих пор для этих людей было несчастьем, может обернуться выгодой. Теперь квартира на 1-м этаже будет стоит дороже, чем на 5-м. Возможность приобрести помещение тоже дополнительно привлечет людей, желающих открыть свое дело, снизит безработицу.