Как-то утихли споры о соответствии храма Христа Спасителя своему предшественнику, а некоторых элементов в нем - канонам Православной церкви. Одни райские сады чего стоили. Пошумели и забыли. Но вспомнить нужно, потому что Государственная премия за архитектурное решение Зала церковных соборов ХХС "ломится" Михаилу Посохину и группе соавторов. Нельзя ведь награждать за ошибки. Или их исправили?
В. Р о г о в
ОШИБКИ никто исправлять не собирается, наоборот, их пытаются выдать за достоинства, выдвинув проект на соискание Госпремии. Хотя Зал церковных соборов, предназначенный для проведения заседаний высших иерархов, не может быть одновременно и местом для выступления артистов. Многофункциональное использование подобных помещений не имеет аналогов в православной традиции. Еще более чужды Православной церкви пластмассовые деревья с металлическими павлинами, названные райскими садами. Они недвусмысленно напоминают о богоизбранности священнослужителей и заслуженном пребывании их в райских кущах при жизни. В православии в отличие от католицизма, где Папа Римский считается наместником Бога на земле, отсутствует обожествление священнослужителей при жизни. К тому же и иконостас выполнен в характерной для католических храмов технике флорентийской мозаики. В православии иконостасом называют ряд икон, расположенных в строгом порядке на восточной стене, а мозаичное панно в Зале церковных соборов занимает северную стену. И это еще не все неточности. Как известно, потолок в церковных сооружениях символизирует небесный свод. В зале он разорван на четыре части. Красиво, но если эту метафору перевести на церковный язык, получается - небеса разверзлись, и наступил конец света. "Еще один конец света наступит, если за это дадут Государственную премию, - считает искусствовед Марина Ильина. - Зал церковных соборов является новым сооружением, но его архитектурное решение - образец безграмотной эклектики, искажающий веками сложившийся образ подобных сооружений, и имеет чуждую православию идеологическую направленность".