Примерное время чтения: 3 минуты
167

ВОПРОС - ОТВЕТ. Из глубины веков

Почему русская православная церковь празднует Пасху не в строго определенную дату?

Н. Зубченко, Москва.

На этот вопрос наш корреспондент Д. ГРАНЦЕВ попросил ответить доцента Московской духовной академии протоиерея В. ЦЫПИНА.

ГОСПОДЬ Иисус Христос был распят 14 нисана (весенний месяц в еврейском календаре). Христиане празднуют Его Воскресение - Пасху, - которое совершилось в третий день по распятии. В древности в разных христианских общинах Воскресение Христово праздновалось в разные дни. Общецерковная норма была установлена на Никейском Соборе в 325 г.

В основание определения даты празднования Пасхи положено следующее правило - она отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния по прошествии весеннего равноденствия. Но с той поправкой, что Пасха христианская всегда совершается после Пасхи иудейской. Евреи же в отдельные годы отмечают свою Пасху позже, после так называемого условного равноденствия. Соответственно на более позднее время передвигается и - православная Пасха.

Дата празднования вычисляется на основании александрийской пасхалии. Именно в Александрии, богословская школа которой отличалась особенно высокой ученостью, вычисляли дату празднования для всей Христианской Церкви. Так, в этом году Пасха празднуется 15 апреля. В 1991 году - 25 марта по юлианскому церковно-православному календарю, т. е. 7 апреля по григорианскому - общепринятому календарю нового стиля. В 1992 г. - 13 апреля старого стиля и 26 апреля нового стиля, в 1993 г. - 5 апреля ст. ст. и 18 апреля н. ст. С празднованием Пасхи связаны и другие христианские праздники - Вознесение (на 40-й день), Троица (пятидесятница). Также от Пасхи зависит и начало Великого поста, который начинается за 7 недель до праздника.

- В стране происходит своеобразное воскрешение политической жизни: воссоздаются ранее действовавшие партии, образуются новые. Нужно ли священнослужителям или мирянам получать благословение на участие в них?

- Официальных церковных постановлений на этот счет нет. Исходя из самого строя церковной жизни и традиций, очевидно, что для клириков (духовенства) участие в деятельности политических партий - дело неестественное, нецелесообразное, могущее помешать пастырскому руководству. Если в пастве один мирянин принадлежит к одной партии, другие - к другой (что вполне естественно в многопартийном обществе), то принадлежность священника к одной из этих партий затруднит его общение со своими прихожанами, принадлежащими к иной партии. Члены разных партий относятся друг к другу подчас как политические противники. Не может же священник быть кому бы то ни было недругом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно