Смелая "пани Моника"

   
   

ЕЕ ЖИЗНЬ начиналась так счастливо, так безмятежно. Чужеземные страны, отец - посол Советской России, квартира в Доме на набережной.... Все рухнуло в 37-м г. Дипломат Александр Аросев, сподвижник Сталина и Красина, был арестован. Двенадцатилетняя Оля и девятнадцатилетняя Лена из избранных превратились в изгоев, в дочерей врага народа.

- ОЛЬГА Александровна, если не знать подробностей вашей биографии, можно подумать, что вы очень счастливый человек, который никогда не знал ни горя, ни печали...

- Очевидно, это свойство натуры, инстинкт самосохранения и наследственность. Мама, которая пережила еще больше трагических катаклизмов, неизменно сохраняла веселость. Она ела лепешки из картофельной шелухи и хохотала, читая французские романы в подлиннике. Это, наверное, то легкомыслие, которое становится достоинством человека. И помогает ему выжить.

- Вы как-то сказали, что позаимствовали мамин характер при создании бессмертного образа пани Моники для "Кабачка". Мама из каких будет?

- Из дворян, из вильнюсских родовитых поляков. Там и поместье есть, и замок какой-то... Но гонора польского у нее не было. Мама свободно говорила по-французски и по-немецки. Была дико неприспособленной в жизни. Во время войны говорила: "Давай сделаем соус обайон". - "Мамочка, а из чего он делается?" Она перечисляла. "Мамочка, а где я это все возьму?" - "Черт возьми! Никак не получается сделать!" Вот такой была забавный человек. Когда папа был послом в Швеции, Чехии или первым секретарем в Париже в 1925 г., мама, естественно, блистала и манерами, знанием языка. Но не было в ней никакой спеси. А когда мы оказались практически нищими изгоями, у нее не было ощущения трагедии. Она говорила: "Черт возьми! Совсем нет денег! Надо пойти поискать". - "Мама, это же не грибы, куда ты пойдешь их искать?" Все мои соученики ее страшно любили. И всех она усаживала за стол. "Ну почему ты отдала последнюю котлету?" - "Я человека должна угостить!" Вот такие у нее были понятия, она с ними прожила, она с ними и умерла.

На день рождения отца народов

- ВЫ КАК-ТО сказали, что надо как можно дольше держать актеров на сцене и не пускать за кулисы. Почему?

- Профессия основана на конкуренции. Каждый актер думает, что только он может играть главные роли. А главных ролей мало, женских - тем более. И тут возникает неудовольствие, но сердиться на это нельзя. Это заложено в профессии. Знаете, что ответил Великий князь Романов, когда его спросили: "Что вы почувствовали, приехав в Россию, здесь же убили вашего дядю?" Он ответил: "Это входит в профессию царей - иногда их убивают". А интриги входят в профессию актеров.

- Что-то вы не похожи на интриганку.

- Я нет, но все равно мне свойственно чувство зависти. Но не зависти к человеку, а к тому, что я хотела бы сыграть эту пьесу, а ее не берут. Я хотела бы сыграть драматическую роль, а дают комедийные. Так что это, наверное, не зависть, а, скорее, неудовлетворение.

- О вашей смелости ходят легенды. Говорят, вы отправились, например, в Кремль, чтобы лично поздравить с днем рождения вождя всех времен и народов?

- Мы с отцом в тридцать пятом году были на праздновании Дня авиации в Тушине. Сталин узнал, что наши дни рождения совпадают, и сказал: "Приходи ко мне, будем праздновать вместе". Ну я и пошла. Правда, мой торжественный поход бесславно закончился у входа в Кремль. Охрана разодрала в клочья цветок, который я несла в подарок. Хорошо, что сама цела осталась. Ну чего вы хотите от десятилетней девочки?

- Я хочу понять, как в 14 лет у Оли Аросевой хватило мужества сказать "в лицо общественности": "Мой отец ни в чем не виноват. Я не отрекусь от него".

- А как я уехала в сорок пятом году в Ленинград? Без денег, без жилья, без образования, с дипломом сестры и поступила в театр, где меня никто не ждал? И потом целый год морочила голову начальнику отдела кадров, почему в дипломе написано не Ольга, а Елена? Жизнь научила быть смелой.

Врать лучше меньше

- ОЛЬГА Александровна, вы так потрясающе выглядите, как будто знаете средство Макропулоса.

- Ой, нет-нет. Но я знаю средство, которое помогает мне хорошо себя чувствовать, а значит, и хорошо выглядеть. И могу им поделиться. Жизнь в наше время требовала от людей очень много притворства и говорения неправды. Но я этим не грешила. Вообще, не очень много врала и совсем мало притворялась. Может, потому, что много играю на сцене. Если мне не нравится человек, я с ним не разговариваю, стараюсь его избегать. Если нравится, то становлюсь остроумным собеседником и делаю это от души.

- Вы были знакомы с Анной Андреевной Ахматовой...

- Это произошло совершенно случайно. Меня пригласила в гости Фаина Георгиевна Раневская, которую я знала с детских лет. Там я и увидела Ахматову. Высокая, полная, грома-а-дная. У нее были такие большие ноги в ботах и без туфель. Фаина Георгиевна сказала: "Леленька, это А-анна Ахматова, а это Леля, молодая актриса. Вы знаете какие-нибудь стихи Анны Ахматовой? Прочтите, вы будете потом гордиться". То ли от смущения, то ли меня бес попутал, до сих пор не могу понять, что со мной случилось, но я открыла рот и прочитала: "Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет". Повисла страшная пауза. И Фаина Георгиевна, как бы извиняясь за меня, сказала: "А мама ее свободно говорит по-французски". (Смеется.)

- И чем же закончился великий конфуз?

- Я смешалась, стала заикаться и говорить: "Нет-нет, я помню". Но потом все-таки прочла Анне Андреевне ее стихотворение.

- А Фаина Георгиевна? Какая она была?

- Удивительным, добрейшей души человеком. В том же Ленинграде в 46-м году к Фаине Георгиевне пришла какая-то старая нищая женщина и сказала: "Фаечка, мы с тобой учились в гимназии" - и показала затрепанную фотографию, где Фаечку можно было узнать. И Фаечка тут же отдала ей свою шубу. "А вы в чем же поедете, Фаина Георгиевна?" - "В халате". У нее был клетчатый халат, сшитый из пледа. "Фаина Георгиевна, а может, она врет? Ее-то на фотографии нет". Она замолчала, долго думала, потом сказала: "Нельзя так не верить людям, Леля". Когда она увидела, в какой я обуви, возмутилась: "Ну, это безобразие!" И тут же позвонила директору театра: "Тут ко мне пришла Леля Аросева. Ну так нельзя. Снег на улице, дайте ей ордер на галоши". Я стала кричать, топать ногами. "Подождите, Леля что-то кричит. Что ты кричишь?" - "Не надо ордер на галоши, пусть он мне лучше роль даст!" - "Она не хочет ордер на галоши, она роль хочет". Ордер на галоши, по-моему, не дали. Но роль дали. Я вообще с первого года много играла: "Путешествие месье Перишона", "Старые друзья" Малюгина, "Встречу с юностью" Арбузова главную роль.

- О, знаменитый роман в письмах, которые Арбузов писал вам каждый день.

- Был и в письмах.

- Значит, роман был не только эпистолярный?

- (Очень возмущенно.) Ну естественно! Как вы думаете, письма писались просто так?

Смотрите также: