Новые старые москвичи

   
   

Из 9 млн. москвичей - 2,6 млн. пенсионеров по возрасту.

За последние несколько лет количество пенсионеров старше 85 лет выросло в 3 раза.

Пожилые москвичи не знают, кто такой гериатр.

В столице проживает более 22 тыс. человек старше 90 лет и 500 человек, отметивших 100-летний юбилей.

НАСЕЛЕНИЕ столицы, как и любого другого мегаполиса, заметно стареет. Но не только количественно меняется состав людей пожилого возраста. Он меняется качественно. За последние десять лет класс пенсионеров пополнили бывшие сотрудники банков и страховых компаний, инвестиционных и юридических фирм. Эти люди рассчитывают не только на государственную пенсию, но и на средства, что успели накопить, а также на то, что многим доплачивают с бывших мест работы. "Новые старые" полны сил и готовы вести активный образ жизни. А город продолжает строить свою политику, только исходя из постулата, что пенсионер - это иждивенец.

Нужна работа

В СТОЛИЦЕ всегда существовала особая категория пенсионеров, которая продолжает активно работать, несмотря на возраст. Чаще всего это люди из вузовской сферы. Они с успехом преподают, пишут книги, учебники, занимаются научными исследованиями, участвуют в конференциях, в том числе и зарубежных. Готовя этот материал, я решила обзвонить своих знакомых. Так их не оказалось на месте! Один 75-летний учитель ушел в поход с классом, другая профессорша уехала со студентами в экспедицию, третья не вылезает из библиотек, готовя новую книгу. Одним из немногих, с кем удалось связаться, оказался Михаил Петрович Зверев (80 лет), профессор, доктор химических наук: "Я не могу без работы, и дело не в деньгах. Так хочется передать свои знания молодежи. Да и голова еще прекрасно работает, недавно книгу выпустил. Кстати, в нашей лаборатории только один сотрудник непенсионного возраста, в других отделах тоже все держится на старой гвардии".

Работа действительно держит человека в форме, нет времени думать о болячках или дремать перед телевизором. Но не все могут остаться на своих предприятиях и фирмах после выхода на пенсию. Значит, ГОРОДСКОЙ РЫНОК ВАКАНСИЙ ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ИНТЕРЕСЫ И ЭТОЙ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. А что предлагают новым пожилым сегодня? Практически ничего. Сидение на телефоне, расклейка объявлений и рассовывание по почтовым ящикам рекламных листков. В лучшем случае должность вахтера или дежурного. Предложений катастрофически мало, к таким соискателям относятся скептически сотрудники кадровых агентств и служб занятости. А может быть, они еще не оценили объемы нового рынка услуг: бебиситтеры, гувернеры, домашние учителя? Почему бы эти вакансии не предлагать пенсионерам, среди которых много людей с высшим образованием?

Служба знакомств. Почему нет?

НАД МУНИЦИПАЛЬНЫМИ чиновниками довлеет заблуждение, что пожилые люди не живут, а доживают. А за рубежом выход на пенсию зачастую воспринимается как свобода, возможность наконец-то пожить в свое удовольствие. Есть даже такое направление в бизнесе - возрастной туризм. Причем это вовсе не только дорогостоящие поездки по странам и континентам, но и прогулки по родному городу, походы в музеи, на выставки. А у нас старичков вместе можно увидеть только на скамейках возле домов или в парках. В "Сокольники" стекаются пожилые москвичи со всего города, чтобы потанцевать. И между прочим - ПОЗНАКОМИТЬСЯ!

А в Москве нет ни одной службы знакомств для пенсионеров. Эту категорию населения почему-то считают неперспективной, хотя и пенсионеры также влюбляются и жениться не прочь. По данным НИИ "Международный центр по проблемам пожилых", обобщенный портрет нашего пенсионера - женщина за 60, вдова. Да, мужчин пенсионного возраста в несколько раз меньше, чем женщин. Но после войны кавалеров тоже было маловато, и их как-то завоевывали. Так что романы закручиваются в очереди к врачу, в парке и даже за обедом в центрах социального обслуживания.

Не лечение, а медицинская поддержка

ПОЛИКЛИНИКИ сегодня представляют собой вавилонское столпотворение. Молодые сидят вперемешку со старыми. Одни и те же врачи принимают пациентов от 18 до 90 лет. Хотя понятно, что у этих людей совершенно разные "болячки". Про существование специалистов-гериатров рядовой пенсионер даже не слышал. (Хотя в РГМУ есть факультет усовершенствования врачей, на котором читается курс геронтологии и гериатрии.)

А моральная поддержка? Зачастую она нужна больше, чем лекарства. Психологи называют выход на пенсию одним из самых сильных стрессов за всю жизнь человека. Резкая смена образа жизни, зачастую полный вакуум в общении (телевизор и радио не в счет) - все это ведет к депрессиям, нервным расстройствам, потере интереса к дальнейшей жизни. В столице есть центры психологической помощи подросткам, женщинам, наркоманам, алкоголикам. И НИ ОДНОГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ. За рубежом давно успешно претворяются в жизнь многочисленные программы по моральной реабилитации пенсионеров. Причем особое внимание уделяется группам взаимопомощи пожилых людей, где старички являются друг для друга подопечными.

Население Москвы стареет. Это объективный процесс. И рано или поздно городу придется решать клубок новых проблем. Почему бы не начать это делать уже сейчас? Например, ввести квоты на рабочие места для пенсионеров, как это делается сегодня с молодежью и инвалидами.

Евгений ГЕРАСИМОВ, депутат МГД, зампредседателя Комиссии по социальной политике:

- В МОСКВЕ, в отличие от многих регионов, по-настоящему работает Закон о ветеранах, есть действующая система льгот. 70% москвичей, получающих жилищные субсидии, - это пенсионеры. Мы стараемся предоставлять старикам санаторные путевки через благотворительные и государственные фонды. Всем московским пенсионерам из городского бюджета идет доплата к пенсии до условной "социальной нормы". Новых законопроектов, касающихся всех пожилых горожан, а не отдельных льготных групп, на рассмотрении Думы сейчас нет.

Зинаида СИЛИНА, демограф (лаборатория медико-социальных проблем геронтологии НИИ геронтологии):

- В МОСКВЕ с каждым годом все больше пенсионеров, а в поликлиниках нет даже штатной единицы гериатра. Основной контингент пациентов - это старики, и в каждой поликлинике обязан быть один или даже два гериатра. Тогда мы сможем заниматься направленно профилактикой больных стариков. Заодно схлынет поток к терапевтам и другим специалистам. Ведь гериатры будут заниматься всеми проблемами пожилых больных. Но пока медицинские институты готовят очень ограниченное число "врачей для пожилых".

Требуются и специальные клиники для стариков. Ведь им нужны не только особые методы лечения, но и особые условия пребывания. При нашем НИИ работает подобная, но она, к сожалению, платная. И все равно не хватает санитаров и медсестер, поэтому мы принимаем только больных, которые в состоянии себя обслуживать. Это ограничивает круг тех, кому мы можем помочь.

Смотрите также: