Новая старая "Хованщина"

   
   
НАРОДНАЯ музыкальная драма "Хованщина" Мусоргского - магистральная для русской культуры опера. Сгусток "таинственной" русской натуры с ее вечными свойствами: невыжигаемым рабством, расколом и смутой. Каждый политический режим выбирает свой эстетический образец "Хованщины". При Сталине руками дирижера Николая Голованова, режиссера Леонида Баратова и художника Федора Федоровского был отлит монументальный эталон большого тоталитарного стиля, в котором государственная интрига с грандиозными народными фресками по законам классических единств оттенялась историей частной любви и мести - спектакль продержался около полувека. Но преходящая сиюминутность требует себе под стать утилитарного современного взгляда на вещи, и при Ельцине в Большом впервые пошла разоблачительная, крайне политизированная версия Дмитрия Шостаковича в постановке Бориса Покровского и Мстислава Ростроповича, которую можно было назвать оперой про политиков и для политиков. Теперь, при Путине, возвращена версия Римского-Корсакова: однако партитуру, как икону на реставрации, очистили от эффектной инструментальной корректуры Голованова и в духе поисков истины вместо государственно-политического акцента сделали нравственно-этический и религиозный (борьба различных духовных начал, поиск света во тьме).

Мусоргский оставил два варианта рукописи: капитальный и сокращенный. Римский-Корсаков оркестрировал по сжатому сценарию, Шостакович имел дело с расширенным. Главный дирижер Большого Александр Ведерников сознательно сделал два шага назад - как он уверен, к подлиннику. Но археологическая работа Ведерникова по расчистке Римского-Корсакова от "украшений" Голованова имеет узконаучное, кабинетное значение и на статусной сцене Большого выглядит спорно - подобным экспериментам место в филиале, народу этого не понять, он не оценит все эти аутентичные затеи в опере, решающей отнюдь не внутренние эстетические проблемы. Отличительные свойства маэстро - умеренность и аккуратность - пусть и способны сделать конфетку из итальянской "Адриенны Лекуврер", могут на корню загубить русскую "Хованщину", превратив ее эпический размах в заурядный лиризм. То, как звучит оркестр Ведерникова в "Хованщине", можно сравнить со взглядом дальтоника - все краски меркнут, искажены или их нет вовсе. И режиссер Юрий Александров ключа к "Хованщине" пока не нашел. Много действия накручено, и всяких нелепых примочек предостаточно, но что он хочет сказать - непонятно. В начале спектакля уже словно бы ощущаешь итог финала, дальше ничто не развивается. Много проблем и у сценографии Вячеслава Окунева. Действие происходит в течение суток 5 июля 1682 г., но почему на сцене все время ночь и почему периодически идет снег?

Нынешняя "Хованщина" заканчивается открытым финалом: апокалипсис самосожжения раскольников не дает ответа на вопрос, куда идти Руси дальше. Сегодня модно "переставлять" классику по-новому. Стало быть, чем больше споров возникнет вокруг последней "Хованщины" в Большом, тем больше у нас шансов скорей дождаться очередной новой версии, которая будет отрицать собой предыдущую.

Смотрите также: