В N 26 "АиФ" была опубликована статья "Большой театр: ищите Дягилева!". В этом номере мы продолжаем разговор. Что происходит сейчас? Большой выбрал себе главного дирижера. Им стал 37-летний Александр Ведерников, сын видного русского баса, народного артиста СССР Александра Филипповича Ведерникова.
Живой труп
ЛЮБИТЬ Большой театр становится все труднее. Сегодня это уже далеко не тот мощный исполин, который принято считать русским мифом. Как можно любить живой труп? "Дворцовые перевороты" и, как следствие, перманентная смена "политических режимов", грубая борьба за власть разрушили не только духовную атмосферу в "храме искусств", но и в буквальном смысле расшатали старые стены. Любая новая власть отрицает старую и замыкается на удовлетворении своих амбиций. Не секрет, что руководящее кресло Большого очень удобный плацдарм для улучшения собственных позиций. Но почти никто из руководящих лиц Большого в последние годы не уходил без скандала. Как будто какое-то проклятие витает над Театральной площадью. Вспомним долгие и шумные уходы главных дирижеров Александра Лазарева и Петера Феранца. Вспомним бесславный конец директоров оперы Бэлы Руденко и Юрия Григорьева, которые были больше вредителями, чем созидателями. Вспомним эпические судебные тяжбы руководителей балетной труппы Вячеслава Гордеева и Алексея Фадеечева. Чего только не говорят про дела непотопляемого экс-директора Владимира Коконина, которого, правда, никому не удалось поймать за руку. Достаточно оживить в памяти хронику дворцовых переворотов последних 10-15 лет, чтобы понять, как самоубийственно сказывается борьба за власть на творческой потенции. Маяковский как в воду глядел - кухарка научилась управлять государством. И вот уже вошедшее в историю партсобрание с участием уборщиц и техперсонала большинством голосов постановляет изгнать Григоровича. Мы отнюдь не хотим приравнять Юрия Николаевича к лику ангелов-мучеников, но вот кто действительно умел держать балетную труппу в ежовых рукавицах. Когда к власти пришел Васильев, он сразу же исключил из репертуара балеты своего "крестного отца" и понаставил собственного "вторсырья". Однако и этому "временщику" пришел конец, когда год назад по радио он узнал о своем смещении. Усевшийся в кресло новый худрук Геннадий Рождественский тотчас изъял из афиши все спектакли в постановке Васильева или созданные в его время.
И вот грянула... новая революция. После демонстративного ухода из театра Рождественского в течение десяти дней к генеральному директору Анатолию Иксанову ходили разные делегации со своими кандидатурами на освободившийся пост. Начальство во главе с министром Швыдким так и не смогло найти никого, кто бы потянул на то, чтобы нести крест художественного руководителя. Решили выбрать хотя бы главного дирижера (худрука оркестра) на смену немощному Марку Эрмлеру, которого в свою очередь надлежало перевести в ранг очередного дирижера. Высокий ареопаг остановил свой выбор на Александре Ведерникове, который кровными узами связан с Большим театром.
А. Ведерников заставил о себе говорить как о талантливом дирижере-организаторе, создав и раскрутив оркестр ТВ-6 "Русская филармония". Звезд с неба он никогда не хватал, но неизменно вызывал симпатию коллег и знатоков фундаментальным знанием ремесла, работоспособностью и хорошим отношением к людям. Вот уже ряд лет успешно сотрудничает с филармоническими оркестрами Лондона, Токио, Монреаля, Гааги и Будапешта, оркестром Би-би-си и многими другими. Особо прочное реноме завоевал новый главный как балетный дирижер - он успел выступить чуть ли не во всех авторитетных итальянских театрах.
Иксанов - интендант
НАСКОЛЬКО промежуточным или постоянным окажется трехчлен во главе с Иксановым и участием Ведерникова (опера, оркестр) и Бориса Акимова (балет), покажет только всемогущее время. Пока же, в отсутствие художественного руководителя, директор Иксанов имеет все шансы испробовать на себе интендантский стиль правления, который повсеместно распространен на Западе. Буквально за последнее десятилетие все мало-мальски заметные театры мира (кроме итальянских, где преобладает дирижерский режим) перешли в руки интендантов - умелых управленцев новой формации, обладающих не только блистательными менеджерскими качествами, но и художественным чутьем, знанием оперно-балетной конъюнктуры, нестандартным видением творческого процесса. Сможет Иксанов проявить себя как разносторонний интендант европейского типа - театр от этого только выиграет, и не потребуется вновь мучиться в поисках очередного художественного руководителя.
Кстати, многие до сих пор так и не знают, кто такой Анатолий Иксанов и откуда взялся. Рассказываем. Он пришел прошлой осенью из БДТ (Большой драмтеатр, С.-Петербург), говорят, весьма приближен к министерским кругам и даже более того - находится под покровительством Людмилы Путиной. По понятным причинам (работа в драмтеатре) далек от музыкальной специфики, но схватывает все на ходу и довольно быстро ориентируется. Он сразу выбрал тактику тихого, незаметного существования, разумно избегая саму возможность нарваться на скандал (что особенно талантливо получалось у Владимира Васильева). От актерской братии далек, равно как и она от него, - недаром остроумные языки называют Иксанова "мистером ИКС". Он всегда был где-то в тени и на периферии событий. Что ж, может быть, таково свойство этой личности - меньше слов, больше дела? Скоро поймем.
В следующем сезоне обновленное руководство намерено серьезно смотреть в будущее и планирует заняться омолаживанием коллектива. Уже сейчас, насколько нам известно, не продлены контракты с народными артистами Юрием Мазурком и Александром Ломоносовым. Предстоят трудные годы реконструкции основной сцены, и важно, чтобы ко времени окончания ремонта сформировалась новая плеяда артистов Большого. Радует и понимание того, что необходимо перенимать какие-то плодотворные начинания у Мариинки. В художественном смысле Большой принципиально будет оставаться оплотом великорусской оперы: приоритет русского репертуара, по мнению директора, должен быть абсолютным - 65% (это главное, что сближает позиции Иксанова и Ведерникова). Завершившийся сезон руководство Большого признало неэффективным. Настораживает, что новая худвласть собирается действовать в стиле прежних революционеров: "Хованщине" будет возвращена редакция Римского-Корсакова (десять шагов назад), новые "перестановки", возможно, ждут и многострадальных "Ивана Сусанина" с "Борисом Годуновым".
Однако, может, оно и к лучшему, что к музыкальной власти приходит не небожитель, а нормальный, средний дирижер, молодой и не чурающийся грязной работы. Только после того, как авгиевы конюшни снова примут подобие храма искусств, реально звать туда гениев, чтобы их божественные озарения не имели больше шанса завершиться так печально, как в случае с Ростроповичем и Рождественским.
НА ПРОШЛОЙ неделе рассмотрена концепция реконструкции здания Большого театра, предусматривающая обеспечение современных сценических технологий, быструю смену декораций, трансформацию оркестровой ямы, изменение угла наклона сцены, а также ряд мер по увеличению комфорта зрителей и артистов. У театра появятся дополнительные площади за счет углубления под землю и сооружения надстроек северного фасада и дома Бове.