Что в Москву-реку упало, то...

   
   

КОЖУХОВСКИЙ затон. Самое послеполуденное пекло. Вместе с Александром Родионовым мы садимся на небольшой баркас. И, словно на горном слаломе, пытаемся лавировать между торчащими из-под воды проржавевшими металлическими корпусами судов. Согласитесь, странный пейзаж для столичного города.

Город затонувших кораблей

- ВОТ ЭТО судно погубило само себя, - притормаживает около очередной металлической "сковородки" Александр Юлиевич. - На нем когда-то выгребали со дна ил и перекачивали на берег. В какой-то момент машина сработала в обратную сторону, и судно за несколько минут ушло под воду да еще и перевернулось. Мы тянули его долго, сначала подмывали под ним грунт, затем переворачивали, а потом лебедками с берега подтянули поближе к земле. На дальнейшие процедуры не хватило денег, так и стоит тут теперь, дальше ржавеет.

Проплываем еще сотню метров. Насквозь прогнившую длинную баржу под "гостиницу" приспособили чайки.

- Эту баржу мы вытаскиваем не в первый раз, сначала подтянули ее к берегу, оставили. Потом в ней поселились бомжи и подпалили ее, она опять утонула, развалившись надвое. Подняли и... ждем вот средств на утилизацию.

Бывший подводник Александр Родионов - директор ЗАО "Подводстройсервис". Именно это предприятие с 1997 г. поднимает затонувшие суда. Пять лет назад подняли 49 плавсредств, часть утилизировали, остальным придали необходимую плавучесть. Но суда в Москве продолжают тонуть. И никого это не волнует, потому что показушный центр города чист. А в Кожуховском затоне - 6 судов на дне, в Южном порту - 2, в Кирпичной бухте - 3, Серебряном Бору - 4, Строгино - 5, Сходне - 8.

- Нехватка денег тормозит работы. Наиболее удобный выход из ситуации - создание страхового фонда. Чтобы все суда, работающие в акватории Москвы, были застрахованы на случай затопления, аварии и т. д., чтобы нам не приходилось клянчить у столичного правительства деньги. Но о таком страховом фонде должна думать Мосгордума, одной инициативы водолазов здесь мало.

- А тяжело поднять судно?

- Сначала обследуем пробоины, иллюминаторы, заделываем их "пластырем", сваркой, клиньями. Самое главное, чтобы не попадала вода. Затем, если судно лежит неглубоко, откачиваем воду. Если же палуба скрыта под водой, то проще промыть под судном тоннель и поднять его с помощью понтонов и тросов. Средняя цена подъема - 500 долл. за тонну.

Дрова

ПОМИМО судоподъемных работ водолазы занимаются гидротехническими работами, ремонтом набережных, строительством причалов, обследованием дна.

Еще несколько лет назад столичные набережные представляли собой жалкое зрелище: стал осыпаться гранит. Чтобы подготовить ребят, Александр Юлиевич отправил своих подопечных учиться на курсы... гранитчиков, чтобы имели представление, с каким материалом столкнутся. Зато потом обвалы на Кремлевской набережной восстановили со знанием дела.

Приходится водолазам нырять и в сливные коллекторы - грязная работа. Однажды два диггера залезли в коллектор, начался дождь. Один успел выбраться, второй захлебнулся. Потратили уйму времени, чтобы вызволить горе-путешественника.

Еще со дна Москвы-реки водолазы поднимают лес. Представляете, аж 50 лет назад в Москву лес сплавляли по рекам, и все, что утонуло, до сих приходится доставать.

Взгляд снизу

- КАКОВО состояние Москвы-реки?

- Нормальное. Грязная, как обычно. Остались, конечно, места, где вода все-таки почище - в районе Тушино (Красногорска), в Химках в районе Строгинской поймы, Серебряном Бору. А чем дальше в город, тем река хуже. С дорог стекают масло, бензин. Что же касается выбросов с предприятий, то сейчас их гораздо меньше. Еще одно изменение. Этой зимой прекратили сбрасывать снег в Москву-реку. У нас в затоне появились раки! Это верный признак того, что вода стала чистой... А еще могу сказать, что Москва серьезно борется со СПИДом: в нижнем течении реки плавает такое количество презервативов...

Уходя с баркаса, я поинтересовался, в каких костюмах работают сегодня водолазы. Оказалось, что у них есть автономные акваланги. Но больше доверяют они старому снаряжению: медный шлем весом 18 кг, нагрудный груз - еще 18 кг, спиновой - 18 кг, галоши - по 12 кг. Итого - 78 кг! И если в нем захочется в туалет, есть только три варианта - терпеть, выходить наверх или писать прямо в костюм.

Смотрите также: