"Наши" в Голливуде обойдутся в миллион долларов

   
   

КАКУЮ БЫ должность он себе ни придумал, известно каждому: говорим "Кинотавр" - подразумеваем Рудинштейн и наоборот. В этом году фестиваль российского кино пройдет уже в четырнадцатый раз. Точнее, два фестиваля: второй - международный.

- Марк Григорьевич, когда-то кинематограф был одной из самых прибыльных отраслей, кто-то даже шутя приравнял его к спиртоводочной промышленности. Сегодня кино приносит прибыль?

- Кино может приносить прибыль всегда. И у нас в том числе, если бы не бездарная политика в отношении его. Нет рекламы. Нет проката. Нет кинотеатров, стабильно показывающих отечественные картины. А зритель, я это знаю по многолетнему опыту фестиваля в Сочи, хочет видеть российские фильмы. В Сочи мы показываем их на площади на огромном экране - масса людей! Наш фестиваль и другие аналогичные, посвященные отечественному кино, пытаются издать хоть какой-то писк, привлечь внимание к тому, что происходит (а происходят замечательные вещи) в игровом, неигровом, анимационном кино.

- Вы, говорят, ярый противник американского кино?

- Да пусть показывают, но ведь идут пять-шесть действительно интересных, достойных картин, а все остальное - довесок, макулатура.

- Но зритель же их смотрит!

- Смотрит. Но дайте ему возможность выбора, альтернативы, дайте возможность посмотреть и наше кино тем, кому оно интересно, таковых, повторяю, масса. Мы уже переболели американским кино, переели его. И надо выздоравливать, потому что одновременно мы отучили зрителя смотреть свое кино. Не стоит рвать волосы и устраивать панику по этому поводу. Нужно принимать меры, идти навстречу зрителю, заинтересованному в отечественном кино, вот и все. И если уж давать деньги из бюджета, то на поддержку нашего кино. Не на кинопроизводство, оно у нас, слава богу, наконец выправилось, а на прокат, на льготы по прокату. И уж во всяком случае не швырять деньги на такие проекты, как, например, фестиваль российского кино в Лос-Анджелесе с 18 апреля. Вы слышали об этом?

- Слышала от вас же по радио, больше никакой информации нет.

- То-то и оно! Конечно, пока это интервью появится, ситуация может измениться, но пока... Все втихомолку, исподтишка, хотя будто бы такое событие: наши в Голливуде! А знаете, сколько денег уже отписано на проведение этого фестиваля? Почти миллион долларов! Мы со всеми нашими фестивалями, а это и "Лики любви", и "Кинотаврик", получаем 6 млн. руб. А здесь... Один молодой симпатичный человек с честными глазами, замминистра культуры по международным связям некто Молчанов подписал за короткое время три бумаги и получил на этот фестиваль столько, сколько стоят все другие фестивали, вместе взятые. Даже у Никиты Сергеевича Михалкова срочно забрали 10 млн. руб., предназначенных для Московского международного кинофестиваля, представляете? Но я-то знаю, даже если в Лос-Анджелесе золотые дорожки постелить, все равно это несоизмеримая ни с чем сумма, поверьте. Ну не стоит он столько, этот фестиваль, от силы 100-150 тыс. долл. Мы проводили два года подряд фестиваль русского кино в Нью-Йорке на Манхэттене, нам это обошлось в 1 млн. рублей, рублей, я подчеркиваю. А тут - пустышка, тусовка. Интрига банальнейшая - деньги. Абсолютная бессмыслица: что за фестиваль такой тайный, кому он нужен, кто пойдет смотреть "Броненосец "Потемкин"? Спилберг? А то он его не видел! В Нью-Йорке, на Брайтон-бич, хотя бы своя публика, им наше кино интересно.

- У вас есть личный план возрождения российского проката?

- Я не сторонник радикальных мер, но хотя бы сделайте так, чтобы прокат американского кино у нас приносил деньги государству. А что касается проката российских фильмов, здесь нужно лоббировать две вещи - бесплатную рекламу на улицах не только Москвы, но и других городов, и бесплатную рекламу на телевидении. Для массовой публики реклама, как ни крути, - огромная сила: если человек ходит по городу, включает дома телевизор и видит, слышит какую-то информацию о новом фильме, он так или иначе ее воспримет. Я не идеалист, но уверен, что при таких мерах уже через месяц-два мы имели бы результат. А так... Наглость, обман, когда элитные, престижные кинотеатры подпускают к себе на полшага российские фильмы: один-два сеанса - по утрам или днем. Это же издевательство! И это в то время, когда наши фильмы продемонстрировали, что они могут собирать кассу, - "Любовник", "Антикиллер", называю первые, что вспомнились, а есть многие другие. И надо просить деньги не на прокат вообще, не на очередную реформу, а лоббировать два пункта, которые я назвал. Плюс кинотеатры, специализирующиеся на прокате российского кино. И тогда через год-полтора ситуация переменится. Мы выйдем на 30%-ный показ российских картин, сегодня это примерно 5-6%.

Смотрите также: