ПОЛУЧИВ задание редакции посетить Международную художественную ярмарку "Арт Москва", я за себя порадовалась. Проходит она в Первопрестольной уже не первый раз, а я все как-то не сподобилась на ней побывать. Да и по выставке бродить - не кирпичи таскать. По крайней мере, проще, чем с разными специалистами встречаться да над их заумными ответами голову ломать.
ПОНАЧАЛУ ничего примечательного не попадалось. Ну кого сейчас можно удивить ненормативной живописью-лексикой и обнаженными телесами?! Завернула за угол и остановилась перед полотнищем с абстракцией на тему Симпсонов. Милые создания обещали поселиться у своего будущего избранника всего за 9 тыс. у. е. "Ой, Вась, смотри - Симпсон в галстуке!" - раздался за спиной женский возглас. Обернувшись, я заметила экстравагантно одетую даму у следующей экспозиции. Действительно, примечательный сюжет: Симпсон-младший стоит, понуро опустив голову. В руках у него потрепанный портфель а-ля совковой эпохи. На шее алеет пионерский галстук. Все остальные персонажи картины "Опять двойка" также представлены членами этого семейства. К нам подошел кавалер дамы и, придирчиво осмотрев сюжет, изрек: "Симпсонизация всей страны!" И, помолчав, добавил: "А ведь сильно я сказал - не так ли?"
В зале с видеоинсталляциями перед огромными экранами толпились посетители. Выражение лиц напряженное, я бы даже сказала, болезненное. Подойдя поближе, и сама скривилась в брезгливой гримасе. Огромный, во весь экран, голый мужик ходил на привязи по вспаханному полю. И трудно было понять - каким именно местом он зафиксирован к канату. Кадры сменяют друг друга: лицо шизика, обезумевшие от боли глаза, крупные волосатые ноги... Тошнота подкатывает к горлу, но любопытство не дает уйти, не разобравшись, в чем фишка. И вот наконец крупный план сзади. Так и есть! "Аппарат" бедняги перехвачен веревкой и стянут назад. Все, хватит - пора отсюда двигать. Иду мимо телика, в экран которого с отвратительным визгом врезается игрушечная машинка дистанционного управления. На выходе из залы замечаю землистое лицо смотрительницы. "Вам плохо?" - обращаюсь к ней. "Уж точно нехорошо! - она почти в истерике. - Это пытка - находиться здесь. Хотела перекусить - так меня вывернуло! Скорей бы смена закончилась".
Да, мне тоже здесь как-то не очень. Перед глазами предстает фоторяд "История болезни". Полуголые бомжи, уродливые тела, гадливые жесты... Фу! А это что за рожи? Дом ночного пребывания?! Все, с меня довольно нищеты, грязи и извращений. Агрессивная цветовая гамма, идиотская символика, полуразмытые изображения, перекошенные лица, скрещенные тела - все сливается в одно громадное пятно. Хочу на свежий воздух! Ценитель современного искусства из меня, кажется, никакой. Уж лучше с политиками или экономистами за жизнь трепаться.