"НЕ ЛЮБЛЮ сериалы!" С этой фразы началось наше интервью с Сергеем ГАРМАШЕМ.
- НО ВЕДЬ роль Юрия Короткова из сериала "Каменская" принесла вам популярность. Такая же актерская слава, как у Тихонова, ставшего навеки Штирлицем. Многие актеры мечтают о таком! Сейчас "Каменская-3", потом 4, 5...
- Сам жанр сериала обижать не хочу. Плюс в том, что это своеобразная кузница кадров для киноактеров. Вообще сериалы свойственны российской ментальности. Если в Америке запускается 250 пилотов, из которых выживают 10, то у нас такой спрос на эту продукцию, что выживают все. Минус сериалов в том, что тематика их достаточно узка: криминал, семейная история либо длинная тягучая любовь. И хотя сегодня сериалы стремятся стать телевизионным кино, но все-таки для меня это нечто иное, чем большое кино. Наверное, это дилемма для многих профессий: например, архитектор мечтает строить дворцы, а в реальной жизни занимается планировкой жилого дома.
Я очень люблю большое кино в кинотеатре, на экране, и ратую за его возрождение. А сериалы не способствуют тому, чтобы зритель возвращался в кинозалы, чтобы он ХОТЕЛ и УМЕЛ понимать серьезный фильм. Но все изменится, если сериалы будут... все хуже и хуже! Можете назвать мою позицию экстремистской. Все ратуют за то, чтобы сериалы были более качественными, а сценарии их - более интересными. А я вот мечтаю вернуть то время, когда были всесоюзные кинопремьеры, афиши по всей Москве, с двух сторон испещренные названиями кинотеатров и фильмов. Молодой актер мог за неделю стать известным на всю страну.
- Что еще вызывает ностальгические чувства?
- Год назад я снялся в картине "Любовник". Общение с Валерием Тодоровским, Олегом Янковским было не только приятным, дружеским, но это был и какой-то жизненный опыт: мы многим делились друг с другом, какими-то историями из своей жизни, из детства. Этот материал заставлял нас помимо работы еще что-то открывать в самих себе. Все-таки актерское искусство - это познание себя и жизни, а не изображение чувств. За эту работу благодарен судьбе. Съемки шли всего месяц, но по своему наполнению это очень объемный кусок моей жизни. Время текло по-другому, и в этом - фантастическое ощущение. Сама роль дала мне сознание профессионального роста. Картина получила множество призов, была отмечена на фестивале в Сан-Себастьяне. Но парадокс в том, что прокат ее в России очень маленький. Получается так: большое искусство - на экспорт, а сериалы - для внутреннего потребления. Печально...
Фильм "Любовник" - о любви и красоте. После смерти героини ее муж, точнее, вдовец встречает ее тайного любовника (это мой герой). Между ними возникает глубокое личностное общение, а не разборка соперников. История эта достаточно необыкновенная, трагическая. Фильм надо смотреть не на кухне, а в одной комнате через зеркало в другую комнату. У нас мало такого кино, когда мы обращаемся к своему внутреннему миру, к высоким чувствам. Вообще эмоционального, чувственного кинематографа не хватает. Чаще предлагают сценарный материал, где надо играть псевдочувства. Казалось бы, сейчас нет цензуры, говори, что хочешь. Но сказать о высоких нравственных ценностях не так просто. Не все это умеют.
- Сериал - это проблема для актерской карьеры?
- В определенном смысле да. Я снялся в сериалах "Закон", "Линии судьбы", "Каменская", "Бригада", "По ту сторону волков". И когда по трем разным каналам появляется мое лицо, то уже понимаешь: с этим надо что-то делать. Это и есть то, что мы называем выходом в тираж. Когда тебя много - перестаешь быть интересным. Представьте на одну секунду, если бы Аль Пачино или Де Ниро вели еженедельную программу на ТВ, а Джек Николсон - ток-шоу. Были бы они вам так же интересны в каждой новой работе? Наверное, их привлекательность стала бы для зрителей меньше.
- А как вы относитесь к ярлыку "серийный актер"?
- Разве кто осудит меня за то, что часто снимаюсь в сериалах? Ведь зачастую снимаюсь именно у любимых режиссеров: Владимира Хотиненко, Дмитрия Месхиева. Быть может, подсознательно жду от них предложений сняться в большом кино. Хочется работать! А не просто поддерживать себя в творческой форме. Ожидание интересного предложения - сквозная тема существования актера.
- Когда простаивает завод, все понимают, что это нерентабельно, а когда простаивает актер, все говорят - специфика профессии. Вы это хотите сказать?
- Да, именно. Но при этом предложений море. Можно быть очень снимаемым актером, можно без конца мелькать на телеэкране, на обложках журналов. Но зачем? Надо думать на перспективу, думать о своей репутации. В кино совсем другой уровень общения со зрителем. Но где сейчас увидишь хорошее отечественное кино?