Каменные передвижники

   
   

В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ Москве памятники ставили неспешно, скупо, по принципу "Cемь раз отмерь, один - отрежь". За дело брались только мастера с академической подготовкой, которые точно знали, как в интерьер городских площадей вписать где бюст, где ростовой памятник или многофигурную композицию, где постамент сделать высокий, где лишь плиту положить. И к 1917 г. в Москве обреталось, не поверите - ВСЕГО 16 (!) ПАМЯТНИКОВ. Из них: две памятные часовни - Милославскому в Армянском переулке возле храма Николы в Столпах и героям Плевны у Политехнического музея (до наших дней сохранилась лишь вторая), а также двое памятных ворот - Триумфальная арка на Кутузовском проспекте и Красные ворота (последние - утрачены).

ПОСЛЕ 1917 г. вечно живой Ильич подписал декрет об уничтожении памятников царям и их слугам. "Под топор" тут же попали два каменных царя: Александр II в Кремле (на это место водрузили потом памятник самому Ленину) и Александр III перед еще первым храмом Христа Спасителя. И два каменных генерала: генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов в Кремле (он стоял на месте его убиения террористом Каляевым) и генерал Скобелев - герой русско-турецкой войны (на его место поставили памятник Юрию Долгорукому). Потом подоспел декрет Ленина о монументальной пропаганде (1918 г.). И развернулось! К 1941 г. количество памятников быстро удвоилось, а к 1998 г. только на территории старой Москвы (в границах Камер-Коллежского вала) было уже 148 каменных истуканов. А на территории всей столицы - 280! Как вы понимаете, к сегодняшнему дню их количество перевалило уже за три сотни и продолжает увеличиваться в геометрической прогрессии.

Из тех дореволюционных 16 памятников сегодня сохранилось, увы, лишь 10. Интересно то, что только три из них стоят там, где стояли. Остальные переехали.

Князь, Ильич и гражданин