ИМЕТЬ собственный домик в деревне хочет любой нормальный житель такого мегаполиса, как Москва. Однако если для кого-то пределом мечтаний является дачка и 15 соток в двух часах езды от города, то люди более состоятельные предъявляют к выбору места для своих загородных резиденций гораздо более строгие требования. Обладая тугим кошельком и обширными связями, подобные любители отдыха на природе пытаются получить участки под свои коттеджи в наиболее живописных местах Подмосковья. И несмотря на всевозможные запреты, по берегам водохранилищ, в заповедных лесах и поймах рек, как грибы после дождя, вырастают разноцветные дворцы, огороженные высокими заборами.
ЗЕМЛЯ - вот самое большое богатство, имеющееся в распоряжении руководства Московской области. В некоторых районах ближнего Подмосковья цена одной сотки переваливает за 10 тыс. долл. Однако даже за такие огромные деньги приобрести участок, к примеру, на Истринском водохранилище совсем не просто. Дело в том, что подобные желанные территории чаще всего находятся в так называемой водоохранной зоне, где любые виды строительства категорически запрещены. Также по российскому законодательству не разрешается выделять под дачи лесные угодья и земли, находящиеся в сельхозобороте. Но у нас в стране, как известно, если нельзя, но очень хочется, то можно.
"Проблема отвода под коттеджную застройку ценных для экологии Московской области земель берет свое начало в конце восьмидесятых годов, - рассказывает сотрудник "Гринписа" Гусляна Картюшова. - Перед очередными выборами президент Ельцин обещал раздать каждому москвичу по дачному участку. Получив своеобразное благословение высшего начальства, тогдашние руководители области начали выделять будущим дачникам земли из лесного и сельскохозяйственного фондов. При этом надо сказать, что лесной фонд Подмосковья составляют так называемые леса первой группы - то есть наиболее ценные лесные массивы, выполняющие природоохранные, оздоровительные и санитарно-гигиенические функции. 15 тысяч га этих земель было передано под строительство. Это нанесло подмосковной природе сильнейший удар. Если подобная практика не будет прекращена, столица уже в ближайшие годы может лишиться своих "легких". За последние 7 лет в Москве более чем в два раза возросла детская заболеваемость астмой".
Гусляна Картюшова уверена, что этот путь ведет к экологической катастрофе. "К сожалению, в первую очередь страдают самые ценные леса, находящиеся на берегах рек, и так называемые "старые" леса. К тому же для животного и растительного мира очень вредны все изменения, связанные с дачной застройкой. Ведь для животных важен реальный размер лесного массива, где они могут жить. Многие виды просто вымирают от того, что территория их обитания разделена дорогами, дачными поселками и коммуникациями. Говоря проще, эти процессы приведут к тому, что вскоре может исчезнуть более 300 видов животных".
После того как экологи и журналисты забили тревогу, процесс передачи под коттеджи важнейших в природном отношении подмосковных земель перешел в иное качество. По данным "Гринпис", массовые отводы территорий под дачи "для народа" пока прекратились, однако теперь подмосковные власти большими темпами выделяют под коттеджи богачам баснословно дорогие участки в 50-километровой зоне ближайшего Подмосковья. Многие проекты постановлений о выделении земель для "индивидуального жилищного строительства" готовятся непосредственно в администрации Московской области и подписываются лично Борисом Громовым. Редакция "АиФ" располагает письменными распоряжениями губернатора об изменении целевого назначения земель в Одинцовском, Солнечногорском, Мытищинском, Истринском и нескольких других районах области.
Любые попытки экологов и журналистов достучаться до власть имущих и предотвратить надвигающийся экологический кризис наталкиваются на глухую стену непонимания. Подобная позиция нынешнего руководства области наводит на мысль о личной заинтересованности принимающих подобные решения чиновников в продолжении растаскивания фонда бесценных земель.
Когда власть имущим не удается продать участки желающим в полную собственность, их передают в аренду для так называемых "культурно-оздоровительных" целей. При этом к нескольким соткам купленной земли "прирезаются" гектары арендной территории. И все это исчезает за теми же высоченными заборами. "Недавно нам удалось отстоять остров на Москве-реке, который власти Московской области предполагали отдать под коттеджную застройку. В советские времена власти специально отселили с этой земли несколько деревень - ведь в такой ситуации речь идет о чистоте воды в столице, - рассказывает Г. Картюшова. - Сейчас власти приняли решение передать для тех же целей несколько гектаров буквально в нескольких метрах от того самого места. А ведь любое строительство на мелиорированных сельскохозяйственных землях всегда было под строжайшим запретом. Поселки, возводимые в поясе санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, загрязняют их канализационными стоками, нефтепродуктами и бытовой химией. Земли выделяются даже в так называемых природоохранных зонах - государственных заповедниках, заказниках, памятниках природы и природных парках".
Понятно, что устоять перед соблазном обогатиться за счет "ничейного" куска леса или берега непросто. Однако наши уважаемые политики, подписывая документы на выделение этих земель, должны понимать, что природное равновесие Подмосковья не сможет вечно прощать людям их вероломного вмешательства. И останется один лишь лес - из частоколов и заборов.