Мобильная связь. Дешевые тарифы и дорогие телефоны

   
   

СОТОВЫЙ телефон уже не роскошь, не показатель крутизны его обладателя и даже не средство общения. Сегодня эта полезная игрушка есть уже у 12% россиян, а в Москве четверо из шести имеют "дополнительный номер".

Твой личный связной

ГЛАВНЫЕ конкуренты в борьбе за потенциального абонента - операторы "Билайн" и МТС (перечислены исключительно в алфавитном порядке). Некоторое время назад им пытались составить конкуренцию МСС - "Московская сотовая" - и "Совинтел", а теперь почетное третье место занимает "Мегафон". По данным компаний, у "Билайна" - 6,2 млн. абонентов, у МТС - 10 млн., у "Мегафона" - 4,2 млн. Надо сказать, что сейчас их борьба не так интересна и сведена в основном к войне рекламных роликов: то у нас день жестянщика, то конкуренты отдыхают. Дело в том, что все основные операторы передвижной мобильной связи ввели единую тарифную "линейку". Так что теперь, куда ни сунься, цены везде практически одинаковые. Выигрываешь в "трафике" - количестве бесплатных минут разговоров в месяц, - проигрываешь в абонентской плате или базовом тарифе за минуту разговора. И наоборот. Преимущества если и возникают, то ненадолго. Так, например, прошлым летом "Мегафон" открыл очень дешевый роуминг для стран ближнего и особенно дальнего зарубежья. Этим летом роуминг ввели МТС для своего "демократичнейшего" тарифа "Джинс". "Билайн" считает, что самые толковые и недорогие тарифы ввел первым. Хотя именно у "Билайна" дольше всех были проблемы с роумингом: не для оператора - для абонента. Если вы, не дай бог, отправлялись куда-нибудь к Средиземному морю, вам надо было ехать в офис компании, оставлять заявление и платить, платить, платить...

Другой соревновательный момент был в зоне охвата. Еще года четыре назад "мертвые" места можно было запросто найти и в Московской области, и в Москве, и в столице братской Белоруссии, не имевшей договоров между нашими и "ихними" операторами. Теперь у всех крупнейших московских сотовиков в друзьях-партнерах ходят порядка 50 операторов в городах и весях СНГ. Но "белые пятна" и "черные дыры" все же остались и в Подмосковье, и в самой Москве. И жалуются не только жители Ясенева. "Мертвые зоны" попадаются и на Кутузовском проспекте, и на Садовом кольце.

Но компании бьются не только за абонентов. Прибыль - вот золотая медаль конкурентной борьбы. В 2000 г. МТС разместили свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Дивиденды по ним за прошлый год составили по рубль семьдесят на каждую обычную акцию (всего на их выплату МТС потратит более 111 млн. долл.). Про дивиденды "Вымпелкома", которому принадлежит торговая марка "Билайн", ничего не известно. Но акции его - на той же бирже с 1996 г., а 2 года назад в развитие компании было вложено 337 млн. долларов.

Сервис

РАНЬШЕ оплатить свой мобильный можно было либо через сберкассу ("Билайн" доставлял счета на дом), либо приехав в офис. Поскольку сегодня количество сотовых телефонов в Москве достигает, по некоторым данным, более 8 млн. трубок, то и мест, где за них можно заплатить, стало значительно больше. Так, появилось огромное количество дополнительных офисов операторов и "центров сотовой связи", украшенных вывесками "прием платежей". Платежи осуществляются через несколько коммерческих банков, но неудобство в том, что перевод средств иногда занимает целые сутки. Удобнее покупать карточки моментальной оплаты на сумму от 5 до 100 у. е. И платить за телефон в любой день и любой момент, даже в воскресенье. Кроме того, в крупнейших сетевых супермаркетах внести деньги на счет можно прямо на кассе или в банкомате.

Почему-то не все знают, что мобильные тарифы устаревают и их можно менять (для этого надо заглянуть в один из офисов) на более современные и, как правило, более дешевые. Стоит эта услуга 3-7 долл. И прибегать к ней стоит так же часто, как и к услугам стоматолога, - раз в полгода-год. А то сохранились у нас еще ретрограды, купившие "мобилы" за 2 тыс. долл. и выкладывающие за минуту разговора по 3 бакса, как в 1995-м! Шутка. Сейчас цена мобильной минуты колеблется от 4 до 20 центов в зависимости от времени дня и прочих условий. Послать короткое текстовое сообщение (SMS) обойдется москвичу в 1-8 центов. Ну а главная "оптимизация", то бишь удешевление мобильной связи, - это бесплатные звонки. В столице хорошим тоном считается звонить на мобильный именно с мобильного: и тебе дешевле вдвое (в среднем), и абоненту ничего не стоит.

Хочется еще сказать несколько слов о сим-картах. Во многих европейских странах купить эту "душу" телефона можно просто так - как молоко или хлеб. У нас же обязательно требуют паспорт. Возможно, стань связь анонимной, удалось бы поднять и продажи.

Трубы горят!

ДЕЛО не только в том, чтобы выбрать того, кто станет обеспечивать твою связь, но и саму трубу - предмет гордости хозяина и зависти окружающих. Обычно в "официальных офисах" операторов телефоны чуть дороже. И цена указывается уже с подключением. В специализированных магазинчиках - дешевле. Но известны случаи, когда там отказывались принимать назад неисправные аппараты. Как это ни странно, на радиорынках продавцы более сговорчивые. Там можно приобрести еще не сертифицированные в России телефоны, без русского меню. "Серые", но самые модные, они будут "кривить" у вас со страшной силой. Например, вы не сможете дозвониться на них с городского телефона. Или вдруг будет меркнуть табло.

Последний год все "умирают" по "мобилам" с цифровыми камерами. Советуются, какая лучше и дешевле. Некоторые даже купили. И обломались, потому что переправлять картинки с телефона на телефон какое-то время было невозможно. Теперь операторы ввели-таки эту услугу - но только для сети GSM. Вообще доходило до забавного: "продвинутые" абоненты покупали аппараты с функциями MMS и GPRS (способ передачи данных) и... ждали, пока эту услугу "научится" поддерживать их оператор. Кстати, до сих пор она работает не по всей России!

На что жалуемся?

ДА НА новомодные цветные дисплеи! Глючит их, и грузятся долго. И стоят немало. А многим они, как и навороченные компьютеры, не нужны. Но компании-производители упорно "зрят в будущее" и набивают свои новинки всей этой дорогой и мало кому нужной программной чепухой.

Конечно, приятно слышать, что международная аналитическая компания "Пирамид Рисёч" включила российских сотовых операторов МТС и "Билайн" в мировую десятку сотовых операторов, "достойных пристального внимания в 2003 г.". Но работы у них и сотни других компаний, обеспечивающих "подвижную" связь в России, еще непочатый край. И хотя Минсвязи РФ считает, что "...результатом обострения конкурентной борьбы становится дальнейшее снижение стоимости услуг.., которые становятся доступными для все больших слоев населения", неплохо было бы думать не только о тех, кому телефон нужно продавать, но и о тех, у кого он уже есть. Сегодня актуальным стал вопрос о том, куда девать старые мобильники и почему официальные операторы не открывают магазины по ремонту и продаже трубок секонд-хенд. Починить трубку нереально, не говоря уже о том, чтобы обменять. Легче сразу выбросить. Но как бы ни дешевели тарифы и абонентская плата, сам телефон для многих по-прежнему - дорогое удовольствие.

Смотрите также: