МУЗЕЙ на Поклонной горе был открыт к 50-летию Победы. Но экспонаты для открытой площадки военной техники начали собирать чуть раньше. О том, как туда попали все эти танки, пушки и самолеты, можно написать книгу. Порой с вполне детективным содержанием.
От берега до берега
ТАНКОМ чешского производства с немецким обозначением 38 (t) на 22 июня 1941 г. были вооружены 5 танковых дивизий вермахта. Тот, что можно увидеть на Поклонной горе, был обнаружен в 1993 г. в Новгородской области и едва не попал за границу под видом металлолома. Ценный груз вовремя заметили таможенники, вызвали специалистов... Неудачливые контрабандисты долго не хотели упускать своего, гнались за идущим в Москву трейлером от самого Выборга, угрожали сотрудникам музея по телефону. "Братки" отстали лишь после того, как танк отдали на реставрацию в воинскую часть - знаменитый 38-й НИИ Бронетанковой техники в Кубинке. Кстати, именно там восстанавливают и реставрируют всю гусеничную технику для Поклонной.
Японский легкий танк "Ха-Го" нашли на одном из островов Курильской гряды. Немецкую 150-мм гаубицу отдал Музей обороны Сталинграда. Ее тысячу километров везли на платформе "МАЗа" на удивление всем гаишникам. Немецкий полугусеничный бронетранспортер, без которого не обходится ни один фильм про войну, передал "Мосфильм".
Судьба некоторых экспонатов так завязана на ход мировой истории, что просто диву даешься. Вот морская 305-мм пушка береговой обороны на железнодорожной платформе-транспортере. Три таких гиганта участвовали в прорыве линии Маннергейма и в Великой Отечественной войне. При отступлении с полуострова Ханко в 1941 г. стволы были взорваны, транспортеры затоплены. Но бережливые финны ходовую часть восстановили, а орудиям нашли замену. Аналогичные стояли на русском линкоре "Александр III", уведенном белыми в Бизерту. Оттуда орудия попали во Францию, после оккупации достались немцам, те передали их финнам... У них пушки отобрали в 1945 г. советские войска. После снятия с вооружения огромная пушка год простояла на станции Москва-Сортировочная и только нынешней весной заняла свое место в экспозиции.
Другое орудие береговой обороны поменьше - 180 мм. Но тоже впечатляет. Сотрудники музея нашли его в форте Красная Горка и в первые годы перестройки едва спасли от разделки на металлолом. Тамошнее командование собиралось продать железо по 40 долл. за тонну и обеспечить жильем бесквартирных офицеров. Они, увы, так и не обзавелись жилплощадью, зато музей (спасибо командованию ВМФ) приобрел уникальный экспонат.
Сборная солянка
В ХОДЕ Великой Отечественной войны и особенно после ее окончания огромное количество уникальной бронетехники попало в переплавку. Стране было необходимо железо, а не экспонаты. Если бы не реки, озера и болота нашей необъятно Родины, выставленных на Поклонной машин никто бы не увидел. Из "утопленников" на открытой площадке присутствуют ранний Т-34 с 76-миллиметровкой (Великие Луки), тягач "Комсомолец" (Смоленская обл.), английский танк "Матильда" (Калужская обл.), двухбашенный Т-26 (Невская Дубровка). Этот довоенный танк удалось выменять на более "представительный", но менее редкий Т-34 с 85-мм пушкой у одной воинской части.
Бывает, что экспонаты собирают, как конструктор: ходовая часть - из одного места, башня - из другого, пушка - из третьего. Именно так случилось с Pz-III - наиболее массовым немецким средним танком первых лет войны. Прелюбопытная история произошла и с американским танком "Шерман", присланным в СССР по ленд-лизу. До 1998 г. ветеран исправно трудился в составе восстановительного поезда на Северо-Кавказской железной дороге. К сожалению, у танка отсутствовала башня. Лишняя башня, однако, обнаружилась в военно-историческом музее в подмосковных Снегирях. В результате сложных многоходовых обменов полностью укомплектованные "Шерманы" теперь можно увидеть и там, и на Поклонной.
А вот авиационная экспозиция 30-40-х гг., к сожалению, похвастаться обилием натуральных экспонатов может в меньшей степени. Выставленные на открытой площадке истребители И-16, И-15бис, хищный "мессер", легкий бомбардировщик первых лет Великой Отечественной войны Су-2 и т. д. - хорошо сделанные копии (на профессиональном жаргоне - "реплики"). Из настоящих раритетов - советский истребитель Як-3 и американский "Кингкобра", знаменитый штурмовик Ил-2 и транспортник Ли-2. Последний не так давно служил в пионерлагере под Угличем в качестве... кинотеатра. Вывозили его при помощи тяжелого транспортного вертолета Ми-6.
Есть надежда, что авиаколлекция на Поклонной горе скоро пополнится знаменитым торпедоносцем и дальним бомбардировщиком Ил-4. Разбившуюся машину нашли в Приморье, на авиазаводе в г. Арсеньеве ей вернули первоначальный вид. Но музей еще должен оплатить работу и стоимость транспортировки в Москву. В деньги, причем не очень большие, упирается и еще одна "самолетостроительная программа" музея. Вдалеке от глаз праздношатающейся публики на огороженной площадке лежат обломки немецкого тяжелого двухмоторного истребителя "Мессершмит Bf-110" - хвостовая часть фюзеляжа. Другой "немец" - пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-88" - сохранился получше. Наличествует более 40% "родных" деталей. Стоимость его восстановления - порядка 1 млн. руб.
Суммы совершенно другого порядка требуются для того, чтобы укрыть собранную музеем коллекцию от непогоды. Самолеты и старинные автомобили, увы, быстро разрушаются. Строительство павильона-ангара для экспонатов предусмотрено Федеральной целевой программой "Культура России" на 2001-2005 гг., но уникальная военная техника как стояла под открытым небом, так и сейчас стоит.