Новые налоги придумывать не будут

   
   

C 1 ЯНВАРЯ 2004 г. отменят налог с продаж. Как, а самое главное - за чей счет восполнить потери городского бюджета, которые составляют порядка 10%, рассказывает вице-мэр Москвы, руководитель Комплекса экономической политики Валерий ШАНЦЕВ.

- ИСТОРИЯ для меня непонятная. Налог с продаж вводится решением субъекта Федерации. Так вот, в 75 субъектах он есть, а в Москве его собирать ни к чему? Напомню, налог этот не касается предметов первой необходимости. Поэтому говорить о непомерной нагрузке на потребителей не приходится. Опыт же показывает: когда торговые надбавки отменяют, цены не падают. Значит, деньги, которые могли бы попасть в городской бюджет, попадут предпринимателям. Москва лишится 27 млрд. руб. доходов, на которые в том числе реализовывались социальные программы.

Бесполезная отмена

- СИТУАЦИЯ с "продажным" налогом похожа на ситуацию с дорожным фондом...

- Совершенно верно. Тогда нам также обещали все возместить, но этого не произошло. В результате темпы дорожного строительства в Москве снизились. Говорят, нам это компенсируют из федерального бюджета в виде дополнительной части налога на прибыль и повышением ставки налога на имущество. По нашим расчетам, это составит около 10 млрд. руб. Откуда возьмутся остальные 17 млрд. руб. - непонятно. К тому же увеличение ставки налога на имущество - это еще одна нагрузка на производителей, на чью долю приходится более 60% всего объема основных средств. Получается, что отмена налога с продаж пользы не принесет. Лишь увеличит на 7 млрд. руб. поборы с промышленности, транспорта и всего того, что принято называть реальным сектором городской экономики.

Вообще вся ситуация с формированием доходной базы бюджетов субъектов Федерации не в пользу последних: половина должна быть отдана в федеральную казну, половина - остаться у регионов. Но в Москве получается по-другому: 60,7% мы отдали, 39,3% осталось. Для сравнения: в 1999 г. пропорция была другой - 50,6% перечислили в федеральный бюджет, 49,4% досталось городу.

Самое страшное, что налоговая реформа все идет и идет. Нет такого, что приняли решение об изменении налогов, о перезакреплении их за федеральным и столичным бюджетами и оставили так на несколько лет. Только так можно выстроить экономику субъекта, сверстать среднесрочные программы, реализовать их и посмотреть, все ли получилось так, как задумывалось. Поправить что-то в реформе и пойти дальше. А у нас каждый год новые условия. Такое впечатление, что изменения происходят не ради дела, а ради реформы. Однако это лишь имитация работы. Мы радуемся, что Москва развивается, строится, темпы промышленного производства поднялись в этом году до 18%. Но с вводом новых объектов требуется все больше и больше денег для их эксплуатации. И нельзя в то же время остановить развитие города, мы должны идти вперед. А нас тянут вниз: в прошлом году мы лишились 40 млрд. руб., в этом - еще 27 млрд. руб.

- Как планируете восполнить потери?

- Путь один: повышать эффективность работы всех систем, которые наполняют доходную часть. Промышленность должна увеличивать объемы производства, а значит, и налоговые отчисления. Нужно, чтобы рост товарооборота превысил плановые темпы и принес в городскую казну не 3-4%, а 7-8% бюджетных денег. Для этого нужно открывать новые магазины и центры. Придется еще больше строить, тогда строители будут больше платить налогов. Другими словами. в Москве все зависит от работы реального сектора экономики. Сегодня столица производит 15% ВВП России и 12% от общего объема товаров повседневного спроса. А населения у нас - меньше 6%. Это говорит о том, что каждый москвич работает в 2,5 раза эффективнее остальных жителей страны.

Бедные останутся в городе

- МОЖЕТ быть, стоит придумать новый налог?

- Мы никогда не восполняли прорехи в бюджете за счет населения. Зачем же тогда все дополнительные социальные выплаты, специальные программы, если мы планируем их отнимать? А потом у нас нет такого права.

- А налог с продаж?

- Не мы его придумали. Он входил в систему налогов России, субъекты Федерации его только вводили и размер определяли. Мы этим правом воспользовались. Но хочу сказать, что это самый социально ориентированный налог. Он идет от потребления. Не нужно говорить, что богатые потребляют больше и больше платят. И уже эти деньги идут на социальную защиту. А что теперь?..

- В некоторых странах есть налог на проживание в столице. Может, стоит Москве подумать в этом направлении?

- Пока я к этому отношусь отрицательно. Богатых у нас небольшой процент, но много москвичей, которых можно назвать бедными. Что им делать? Переезжать в города с более низким уровнем жизни? Это нереально. Для людей, которые родились в Москве, должны быть созданы условия для жизни и работы. Если что-то не сложилось, власти должны прийти на помощь. Так во всем мире. Поэтому правительство Москвы социально ориентировано и будет защищать тех, кто в силу возраста или здоровья не может иметь высокий доход.

Прозрачный бюджет

- КАК вы считаете, городской бюджет должен быть прозрачным для москвичей?

- А он прозрачен для всех тех, кто принимает участие в его разработке и утверждении. Для каждого он не может быть доступным, потому что это невозможно сделать. Но каждый москвич может обратиться к своему депутату. Показатели бюджета мы печатаем в средствах массовой информации. К тому же не думаю, что всем он интересен.

- Я спросила об этом потому, что некоторое время назад с губернатором Костромской области случилась история, невозможная при прозрачном бюджете. Он потратил деньги, предназначенные для социальных нужд, на покупку, если я правильно помню, "Мерседеса". Когда его спросили, зачем он это сделал, губернатор ответил, что хотел купить вертолет, но денег не хватило...

- Нарушители законов есть в любой стране. Не помню эту историю досконально, но губернатору большой области вертолет необходим. Я родился в деревне Сусанино и знаю, что от Костромы до северной границы области лететь час двадцать. Если все более важные дела решены, можно и транспорт поменять. Но обязательно объяснить, зачем это нужно. Трата средств не по назначению в Москве невозможна. Вы же знаете, мы не скрываем расходов на содержание правительства и Гордумы. И если мы говорим, что полученные в прошлом году средства от налога с продаж потрачены на социальные нужды, значит, так оно и есть. Так, в прошлом году на городские доплаты пенсионерам было направлено 12,3 млрд. руб., а на поддержку инвалидов - 4,1 млрд. руб.

Смотрите также: