ПОСЛЕ трагедии в "Трансваале" городские власти обещали проверить все "нестандартные" здания в столице. За прошедший с того времени почти месяц успели лишь создать комиссию "по оценке надежности конструктивных решений и проверке технического состояния большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, возведенных и проектируемых в Москве". Работа началась с составления списка, в котором порядка 60 объектов. Но какие именно здания будут проверены, мы узнаем лишь после 25 марта (!), когда мэр Москвы список окончательно утвердит. До этого времени разглашать любую информацию, относящуюся к работе комиссии, не рекомендовано.
БУДУТ ЛИ проверены те объекты, на которые нам в этой публикации хочется обратить внимание, неизвестно. Но то, что они уникальны, - бесспорно. Может быть, поэтому после официального окончания работ ими приходилось заниматься снова.
Стекло и вода
"МАНЕЖНАЯ площадь", например, испытывала проблемы с располагающейся по соседству Неглинкой. Однажды второй уровень комплекса был залит водой. Позже выяснилось, что причиной аварии стало разрушение задвижки на водопроводной магистрали. И вода, заполнив попавшийся на пути коллектор, не найдя лучшего русла, потекла в торговый комплекс. Вместе с водой тогда всплыла серьезная строительная проблема: современное оборудование новых зданий соседствует со старыми общегородскими коммуникациями. Затопленный же коллектор не имел в арсенале "системы ликвидации аварийных ситуаций при длительном (более 1 часа) и массовом поступлении воды". Выводы, сделанные технической комиссией, были лаконичны и безапелляционны: "Причины, приведшие к аварии, свидетельствуют о формальном отношении подрядных, проектных организаций и служб ведения надзора за эксплуатацией, строительством и приемкой объектов в эксплуатацию". Из-за проблемы, которая случилась позже, Манежную пришлось на долгое время перегораживать строительными лесами. У самого дорогого на тот момент торгового комплекса протекала крыша, пришлось заменять гидроизоляцию кровельных перекрытий.
Мостам со стеклянными крышами повезло больше: и перенесенный к Парку культуры Андреевский, и построенный на Кутузовском проспекте "Багратион" не были замечены "промокшими". (Или мы об этом просто не знаем?) Не случалось историй и с "Лужниками". Может, потому, что стадион общей крышей так и не "украсили". Хотя, когда накрывали трибуны, говорили о необходимости его полного застекления. Отказались же от затеи из-за опасений обрушения под тяжестью, например, снега. Примеры в истории были. В Германии стеклянная крыша одного спортивного комплекса обрушивалась... дважды.
Стены и трубы
А ВОТ Гостиный Двор, как и Манежная площадь, тоже страдал. Во время реконструкции из-за несоблюдения реставрационных технологий в нем упала стена внутри: ее тогда пришлось возводить заново. Досталось Гостиному и от прогнивших коммуникаций. Во время ремонтно-строительных работ однажды лопнула водопроводная труба с горячей водой: пострадали пять человек, из них двое погибли. Причиной же трагедии назвали "несоблюдение техники безопасности", а не качество городских труб, как можно было бы подумать. Вообще стоит заметить: столичные организации нечасто признают виновными самих себя. Возможно, поэтому компания "Метро", в магазине которой недавно упала крыша на автостоянке, не дожидаясь проверок, уладила все проблемы самостоятельно: обещала компенсировать ущерб пострадавшим и решила комплексно проверить все свои здания и сооружения.
Зачем на самом деле понадобилось "засекречивать" информацию об уникальных объектах, которые и так всем известны? Возможно, потому, что "Трансвааль" все-таки заставил усомниться в том, что современные здания безопасны. А еще он приоткрыл завесу, отделяющую всех нас от строительной кухни. Ведь первое, на что обратили внимание сразу после того, как эмоции отступили, - здания в Москве часто начинают строить тогда, когда проектная документация готова лишь в общих чертах. И мы уже сталкивались с тем, что форма и объем готовых концертных залов, галерей и жилых домов, мягко говоря, сильно отличались от заявленных. Также выяснилось: соблюдение строительных норм (СНиПов) - не гарантия безопасности здания и его обитателей. Ведь многие объекты уникальны, значит, как их строить, правилами не прописано. Например, возведение высоток по СНиПам возможно лишь до 25-го этажа. Все, что выше, - индивидуальные проекты. Значит ли это, что любой индивидуальный объект построен не по правилам? И так ли хорошо называться уникальным, самым современным или просто таким зданием, какого больше нет нигде? И самое главное: узнаем ли мы когда-нибудь, что на самом деле произошло с "Трансваалем"? Вряд ли, если результаты проверок будут использованы как козырные карты в политической игре.
Смотрите также:
- Московские небоскребы по американскому рецепту →
- "Трансвааль": точка не поставлена →
- "Трансвааль": день последний →