НА ЯЗЫКЕ милиционеров это место называется "Черкизовский куст" - более 12 рынков, тесно жмущихся друг к другу, имеют границы лишь на бумаге. Из-за безразмерных тюков с дешевым барахлом на покупателей смотрят торговцы - китайцы, вьетнамцы, корейцы, индусы, азербайджанцы, таджики, узбеки. Здесь несколько тысяч коммерческих точек, на которых работают десятки тысяч продавцов. За день у них отовариваются сотни тысяч людей. По неофициальным данным, через "Черкизовский куст" ежедневно проходят десятки (если не сотни) миллионов рублей. На рыночной площади стоят маршрутные автобусы до Белоруссии, Украины, Таджикистана, Узбекистана и других "республик свободных", навеки сплоченных с Москвой товарно-денежными отношениями.
НА ДНЯХ Федеральная миграционная служба (ФМС) МВД совместно с московской милицией провели на территории "Черкизовского куста" операцию по выявлению незаконных эмигрантов и иностранцев, не оформивших разрешения на работу в России. Когда кавалькада из нескольких десятков машин (автобусы с ОМОНом, офицеры паспортно-визовой службы, сотрудники оперативного полка ГУВД) подъехала к рынку, казалось, непроверенным не уйдет никто. Увидев, как охрана у шлагбаума "семафорит" по рациям о приезде нежданных гостей, милиционеры даже забеспокоились: вдруг часть их "клиентов" успеет улизнуть? Однако на месте выяснилось, что проблема в другом: в первом же общежитии, таджикском, куда слуги закона нагрянули с проверкой, было такое число задержанных, что все они еле-еле влезли в автобусы.
Жилье таджиков больше всего напоминало тюремные камеры. В невысоком с виду строении оказалось 3 яруса, каждый из которых был поделен на несколько секций. На деревянных нарах помещались (днем на места ушедших торговать ложилась новая смена из тех, кто работал ночью) сотни человек. Тут же постояльцы готовили еду, держали товар и весь свой нехитрый скарб. Выяснив, что лишь считаные задержанные имеют на руках правильно оформленные документы, милиционеры посадили остальных в автобусы для транспортировки в ближайший ОВД, а сами направились дальше.
Во вьетнамско-китайском общежитии полным ходом шел ремонт - под присмотром вьетнамцев его делали те же таджики. Жили горе-строители, как и их хозяева, тут же, среди стройматериалов. С документами оказалось совсем плохо. К примеру, у господина Льэ Эма была официально выданная регистрация, зато в паспорте отсутствовала российская виза. На вопрос, как он оказался в нашей стране без визы, улыбчивый Льэ Эм ответил: "На самалотье". В паспортах многих его сограждан страница с отметкой о пересечении госграницы вообще отсутствовала. "Этот документ недействителен, но установить, как человек к нам попал, и потом выдворить его из страны проблематично - мы же не знаем, откуда он приехал", - жаловался один из офицеров ФМС.
На заднем дворе одного из рынков милиционеры обнаружили странное жилище - в нескольких металлических контейнерах, стоящих посередине пустыря, ютились люди. Из входов, похожих на норы, шел запах, напоминавший аромат перенаселенного запущенного коровника. Многие здешние жители не могли объяснить, что делают в России. Более того, большая их часть почти не говорила по-русски.
В день рейда было задержано более 100 нарушителей. Большинство из них по решению суда вскоре будут выдворены из России. "Абсолютно на всех столичных рынках работают мигранты, - подвел итоги рейда сотрудник ФМС майор милиции Константин Дмитриев. - Около 80% из них не имеют необходимых документов. Таких людей в Москве несколько сотен тысяч! Ущерб от их незаконного пребывания составляет миллиарды рублей. Акции по выявлению незаконных мигрантов мы будем проводить постоянно. Администрации рынков понесут за это ответственность вплоть до уголовной".