Человек и машина: война миров

   
   

МЕГАПОЛИС - это не только килотонны стекла, бетона и металла. Кроме всего прочего, мегаполис - это десятки миллионов электроприборов и транспортных средств, множество предприятий и мощнейшая сеть компьютеров.

ЛЮБАЯ система может выйти из строя как по внутренним, так и по внешним причинам. Скажем, центр Москвы активно застраивают высотками с автономными системами жизнеобеспечения. Но что толку от этой автономности, если массовая застройка приводит к так называемой наведенной сейсмичности? "Растет площадь мегаполиса, растет этажность зданий. Мощность техногенных отложений (насыпных грунтов) в центре доходит до 10 метров. При высокой водонасыщенности грунтов и наличии под городом разветвленной сети искусственных полостей сейсмическая уязвимость значительно повышается. Кроме того, транспорт и обширный промышленный сектор создают природно-техногенное поле микросейсмических колебаний", - говорит сотрудник сейсмологического центра Института геоэкологии РАН Александр Жигалин.

А одной крупной катастрофой в мегаполисе не отделаешься. Здесь они будут нарастать с эффектом снежного кома. Взять Нью-Йорк. В течение осени (которая, кстати, еще не закончилась) этот город пережил два техногенных катаклизма - отключение электричества почти на сутки и аварию водопровода, в результате которой затопленным оказался Манхэттен.

"Курчатник" уберут

О ТОМ, что вероятность техногенных катастроф с каждым годом возрастает, говорят представители разных уровней власти. Недавно, сославшись на 50%-ный износ оборудования на производствах, подобное заявление сделал вице-президент РАН Николай Платэ. Правда, он говорил о России в целом, а не о Москве. А что же столица? Руководитель городского Департамента экономической политики и развития Юрий Росляк считает, что Москва - один из лидеров в стране по безопасности производств. Что касается химической и биологической безопасности, то, по словам замначальника Главного управления ГО и ЧС города Алексея Кудрина, на случай крупной техногенной аварии в Первопрестольной есть 100 тонн "неснижаемого запаса дегазирующих и дезактивирующих веществ". "Москва - не только самый безопасный город с точки зрения производств, но и полностью подготовленный на случай аварии", - утверждает он.

Нам с вами трудно представить, что такое 100 тонн неснижаемого запаса, да и вовсе не хочется, чтобы до него у спасателей дошли-таки руки. Однако о возможных катаклизмах на минувшей неделе рассуждал и столичный градоначальник: "Если какая-то катастрофа произошла, нужно сразу решать проблемы не только спасения, но и восстановления здоровья". Слава богу, Юрий Лужков говорил это по хорошему поводу: через два года Курчатовский институт наконец-то выведут за пределы Москвы. Одним потенциальным источником техногенной опасности станет меньше.

Человеческий фактор

КОМПЛЕКСНАЯ безопасность Москвы обсуждается во всех аспектах - юридическом, экономическом, управленческом, информационном, социальном. Не обходят специалисты стороной экологию и психологию (появилась даже такая наука, как экопсихология). Но вот о самом человеческом факторе в условиях техногенной среды говорится мало. И уж тем более непонятно, как будет выглядеть человекомашинная система под названием "мегаполис Москва" лет этак через десять.

А без учета пресловутого человеческого фактора никак не обойтись. Синдром хронической усталости - лишь один из психологических недугов обитателей техногенного муравейника. "Благодаря интенсивной коммуникации информация о негативных явлениях и событиях быстро распространяется среди жителей большого города, и это создает тревожный, гнетущий фон настроения, - утверждает руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. - Важно отметить, что психологическое неблагополучие жителей больших городов тесно связано с риском возникновения техногенных катастроф".

"Чтобы "примирить" человека с техногенной средой, надо провести колоссальную работу, но без этого все равно не обойтись, - считает президент Фонда безопасности деятельности "Человеческий фактор" Валерий Козлов. - Скажем, на сугубо научной основе наладить организацию труда и отдыха. Думаю, необходимо на уровне города создать обязательную программу обучения руководителей "идеологии человеческого фактора".

Валерий Козлов приводит пример из авиационной практики. В перерыве между полетами экипаж самолета, вместо того чтобы отдохнуть несколько часов (как положено по инструкции), пошел по магазинам. После того как самолет разбился и комиссия провела свою работу, удалось доказать, что именно это, казалось бы, незначительное обстоятельство и привело к катастрофе.

В авиации, как известно, требования к организации труда и отдыха жесточайшие. Условия того требуют. Похоже, жизнь в мегаполисе по своим условиям приближается к авиационным. Вот только кто при этом будет следить за организацией труда и отдыха да элементарным соблюдением Трудового кодекса? А проще говоря - контролировать человеческий фактор в техногенном муравейнике?

Смотрите также: