Для кого выкапывают парковки?

   
   

Подземные парковки торговых центров всегда полупустые.

Штрафы за неправильную парковку должны быть высокими: вместо 100 руб. - 200 долл.

120 тыс. перехватывающих мест придумали еще в 1983 г. Спустя 20 лет появилась всего одна парковка!

В ПОСЛЕДНЕЕ время строительство подземных парковок под крупными торговыми комплексами (и не только) вошло в моду. "Смоленский пассаж", "Атриум" и др. предлагают владельцам авто по 600-700 уютных мест каждый, где "стальной конь" ожидает в полной безопасности, пока хозяин отоваривается. В ближайшем будущем в центре планируется открытие еще нескольких торговых центров с подземными паркингами. Однако пока они не спасают город от машин на обочинах. Почему же автовладельцы не обращают на подземные парковки никакого внимания? Я решил сам сесть за руль и посмотреть, насколько подземные стоянки в центре Москвы востребованы и доступны.

Бесплатно дешевле

ПРИПАРКОВАТЬСЯ поближе ко входу в "Смоленский пассаж" не было ни малейшего шанса. Машины стоят плотной стеной у обочины в два ряда, а неподалеку выстроилась длинная очередь за свободными местами. Покрутив головой в разные стороны, въезда на подземный паркинг я не нашел и бросил свой автомобиль в одном из ближайших переулков. Со свободными местами там тоже большие проблемы: широкие внедорожники и длинные "Мерседесы" покупателей занимают столько места, что машины разъезжаются с трудом. И все это - в 200 метрах от въезда на подземную стоянку, которая, как выяснилось позже, оказалась с "обратной" стороны магазина.

Несмотря на выходной день, работы у парковщика немного. По его словам, редко когда все места бывают заняты, хотя для покупателей "Смоленского пассажа" стоянка ничего не стоит (для всех остальных - 50 руб. в час). Достаточно на кассе в самом магазине предъявить талон с парковки - эту сумму тут же вычтут из стоимости товара. Похожая система и на открытой стоянке торгового центра "Наутилус": купил что-то в магазине - денег не возьмут, а так 40 руб. за час. Правда, как утверждают парковщики, некоторые водители стали злоупотреблять этой услугой. Поставят машину, приобретут что-нибудь и начинают гулять по всем близлежащим магазинам. А автомобиль так и стоит бесплатно несколько часов подряд.

Возле "Атриума" и на Манежной площади ситуация мало чем отличается: машин море, продвигаются с трудом. Но если до парковки добираются, то платят за место... независимо от того, какую сумму удалось потратить в бутиках и ресторанах. Из-за этого водители еще неохотнее загоняют своих "коней в платное стойло", предпочитая им открытый воздух.

Лучше полтинник в руки

НО ТОЛЬКО ЛИ тарифом подземные паркинги отпугивают автовладельцев? Специалисты уверены: в Москве, в отличие от других крупных городов Европы, отсутствует специальная разметка, которая разрешает или нет парковать машины. "И вы только попробуйте оставить машину вне этой разметки. С вас возьмут такую сумму, что мало не покажется, - рассказывает Елена Боровик, заведущая сектором развития пассажирского транспорта ГУП НИиПИ Генплана Москвы. - В Москве же творится полный беспредел: паркуются возле остановок и прямо на тротуарах так, что людям ходить негде, не то что ездить. Нам очень не хватает жесткого контроля. Вы сами знаете, как к этому относится милиция. Ведь гаишнику придется составлять протокол о неправильной парковке, оформлять повестку в суд. И все это он будет делать за свои 2-3 тыс. руб. в месяц? Никогда. Поэтому у водителя подход простой: зачем я буду крутиться на подземной парковке, когда могу припарковаться прямо у входа. В крайнем случае гаишнику заплачу полтинник или стольник и поеду. Вот если б у нас был штраф долларов 200, как за границей, все было бы по-другому".

Еще одна из причин, по которой многие автовладельцы не пользуются подземными паркингами, - недостаточная информированность. Например, напротив "Атриума" есть указатель "Парковка - 150 метров", но, честно признаться, она малозаметна. Возле "Смоленского пассажа" и вовсе такой таблички не нашлось. Поэтому зачастую, проезжая мимо крупного торгового центра, водитель знает, что где-то здесь есть подземная стоянка, но где именно она располагается - неизвестно. Ничего другого, как ставить свою машину на ходу, не остается. "Человек должен, не выходя из машины, знать, где есть свободные места, - говорит Анна Синицына, соискатель Московского государственного университета геодезии и картографии. - Это должно напоминать поиск нужной улицы по карте. Чем ближе человек к центру, тем больше ему на пути попадается электронных щитов, на которых изображены все свободные стоянки центра. Мы, кстати, вообще запоздали в развитии паркинга лет на 50. За границей занялись этой проблемой сразу после войны и сумели грамотно использовать наземное и подземное пространство".

Строить надо больше

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ строить подземные парковки в Москве необходимо, несмотря на их нынешнюю невостребованность. Причем темпы строительства не должны отставать от темпов роста самих машин в городе. Власти давно твердят о том, что столицу надо "лечить от пробок" как можно быстрее, в том числе с помощью подземных и перехватывающих парковок. И если приучить водителей ставить машины в специально отведенные места - проблема заторов хотя бы в центре будет решена.

Но разговоров о пробках больше, чем реальных действий по их устранению. Еще в 1983 г. в НИиПИ Генплана Москвы был разработан план на 120 тыс. "перехватывающих мест". Сейчас на этих площадях с успехом идет рыночная торговля... На некоторых уже не просто продают овощи и фрукты с лотков, а отстроили громадные торговые комплексы - стоянку не вернуть. "Между прочим, вопросы подземных парковок в центре так или иначе тесно связаны с пробками в столице вообще, - продолжает Елена Боровик. - Пока не будет достойной альтернативы - проблема с места не сдвинется. Где еще в Москве ставить автомобили? Под землей есть места только для 2 тыс. авто. А машин ежедневно в несколько десятков раз больше. Пересаживаться на общественный транспорт? Но как убедить человека, живущего в области, приехать на работу в центр города на электричке, если они у нас ходят сами по себе, не придерживаясь расписания?"

Владимир ГРУЗДЕВ, депутат МГД:

- СЕГОДНЯ, на мой взгляд, подземные парковки должны в обязательном порядке строиться во всех крупных торгово-развлекательных центрах и новых офисных зданиях. Но, к сожалению, практика показывает, что водители неохотно оставляют свои автомобили на таких стоянках, предпочитая вместо этого парковать их на обочине дороги или бросать с включенной аварийкой прямо на проезжей части. Многие говорят, что нужно строго лимитировать въезд в центр города и значительно поднять штрафы за неправильную парковку. Действительно, штрафом в 50 руб. нарушителей не напугаешь. Наказание можно и нужно ужесточить. Но мне кажется, что приучить автовладельцев оставлять свои машины в строго установленных местах и на подземных паркингах можно, только построив достаточное их количество. Хочется верить, что запланированные к строительству уже в этом году две такие подземные парковки в центре Москвы - на Триумфальной площади напротив гостиницы "Пекин" и на Покровском бульваре - это только начало.

Смотрите также: