Три вопроса для избирателя

   
   

СТРЕМИТЕЛЬНО приближающиеся выборы еще сохраняют свою интригу, однако участники предвыборной кампании многое успели прояснить, обнародовав свои предвыборные программы и содержащиеся в них идеи. Интрига, таким образом, остается только количественная - какой в итоге процент получат партии и кандидаты по результатам голосования, - в то время как качественная, так сказать, сторона очередного электорального цикла вполне очевидна и может уже как таковая быть подвергнута анализу.

ПАРТИЙНЫЕ политики не порадовали нас свежестью мысли и новизной подхода. Они чаще всего старательно перечисляли проблемы, которые действительно существуют и, более того, до боли известны каждому избирателю. В принципе отрадно, что проблемы известны, нужды поняты, а жалобы услышаны. Однако вслед за этим избиратель вправе ожидать, что партийно-политические деятели, по определению делегируемые обществом в соответствующие органы именно для решения проблем, предложат для этого ясные и, что особенно важно, новые пути и способы. Всего-то и следовало - ответить на три вопроса: "Почему нужно менять то-то и то-то? Что для этого необходимо предпринять? Как это сделать?".

Партийная принадлежность

ПОКА ничего подобного услышать не довелось. Зачастую партийная принадлежность служила потенциальным народным избранникам плохую службу, заставляя их многословно объяснять, почему они лучше своих оппонентов. Иные обещали все немыслимые блага здесь и сейчас. Третьи скандалили. Словом, все происходило, как всегда, в духе наших собственных традиций. Справедливости ради необходимо сказать, что появились и новые лица, достойно поддержавшие знакомые ансамбли, но погоды они не сделали. Формы предъявлялись разнообразные, содержания было маловато.

Яркие и зрелищные думские дебаты несколько затмили региональный уровень, а там ведь пройдут выборы глав ряда субъектов Федерации, причем достаточно заметных. Вертикаль власти - предмет особой заботы Кремля - удалось выпрямить и лишить геометрических изъянов, создать для ее функционирования законодательную базу, снять надрыв и эпатаж во взаимоотношениях по этой самой вертикали. Удалось ли обеспечить динамику прохождения сигналов по вертикали? Тут, что называется, есть вопросы.

Жизнь кипит

ЕСЛИ в каком-то из российских регионов начинает бурлить жизнь, растут надои и урожайность, а в другом зарастают бурьяном и кустарником луга и пашни, то в каком из них жить станет хуже? Скажете, в том, где зарастают? Ответ неправильный: жить станет хуже в обоих регионах, поскольку мы единая страна и происходящее в одном месте с неизбежностью рока влияет на все остальные ее просторы, хоть в степях, хоть в высокогорье, хоть в городских кварталах.

В России все процессы происходят с невероятной скоростью. То, на что в иных странах уходили десятилетия, мы пробегаем за годы. Это естественно, если учесть, сколько лет сдерживалось и тормозилось развитие общества в советский период. Поэтому и поколения политиков, реально приходящих к власти и покидающих ее эшелоны, не совпадают у нас с демографическим смыслом этого понятия. Зачастую это не их вина, а их беда. Общество развивается быстрее, адаптируется, формулирует новый запрос к власти, а политики не успевают, жонглируя привычным для них набором идей и лозунгов, достаточных всего пару лет назад, но прискорбно недостаточных в день сегодняшний. Однако уходить не хочется: политический пенсионер, как ни крути, - название обидное.

Приходится усиливать напор, по мере возможности употребляя против нового напирающего поколения не средства убеждения, а жернова неэлекторального свойства. Одного кандидата снимут по суду, про другого расскажут совершенно невероятные истории, которым могут позавидовать сценаристы самых разухабистых сериалов, третьему не дадут не то что встречаться с избирателями, а даже элементарно снять помещение под избирательный штаб.

Ресурсы поколения

ПРОСТО посмотрите, где это происходит, и вы немедленно поймете, в каком из регионов политическое поколение выработало свой естественный ресурс и ничего конструктивного уже больше не может предложить. Нельзя, разумеется, сказать, будто неэлекторальный ресурс не работает вовсе. Работает! Существует великое множество приемов, благодаря которым избирателя можно упросить повременить с заменой политического поколения, уговорить его не менять коней на переправе, не разрушать стабильность, достигнутую, например, при президенте Рахимове, губернаторе Толоконском, и так далее.

Наверное, многие откликнутся на подобного рода призывы. Однако есть один и наиболее существенный признак того, что чаша весов сдвинулась и мысль о необходимости перемен достигла сознания массы людей. Если действующий политик не побеждает убедительно, то есть в первом туре, значит, программа его уже не вполне соответствует уровню развития общественного сознания. Следует заметить, что очень немногим региональным политикам "первой волны", то есть избранным на волне демократических перемен, пусть даже и в продолжение "советской" карьеры, удалось остаться на политической сцене и победить с отрывом, оставив конкурентов за спиной с первой попытки.

Жизнь затормозить нельзя. Если логика развития страны требует новых идей и тех, кто, соответственно, эти идеи может реализовать, то прежние руководители уйдут. В Кремле смена политического поколения уже состоялась. Очередь за регионами.

М. МАЛЮТИН, руководитель политологических программ Экспертного института РСПП:

- ПОСЛЕДНИЕ перемены в руководстве страны, скорее всего, могут изменить и отношение ко многим политическим силам, в частности к региональным выборам. Изменившийся расклад сил в Кремле может повлиять и на отношение центра к башкирской администрации. До сих пор считалось, что нынешний президент Муртаза Рахимов может обеспечить "ЕР" в Башкирии высокий результат на выборах в Госдуму. Между тем в ходе выборов президента Башкортостана вполне вероятен второй тур, в котором фактор "Единой России" уже не будет иметь решающего значения.

При таком сценарии развития событий кандидаты на пост президента республики и поддерживающие их силы становятся участниками своеобразного неявного конкурса на роль нового фаворита. Победит в этом "конкурсе" тот, кто сможет адекватно оценить и решить проблемы Башкирии с точки зрения федерального центра.

М. ХАЗИН, президент компании экспертного консультирования "Неокон":

- БАШКИРИЯ - это первый регион с преобладающим мусульманским населением, в котором проходят выборы после того, как Президент России Владимир Путин внятно и четко проартикулировал необходимость проведения Россией внятной и четкой политики в отношении исламских стран. До сих пор в нашей стране проведение политики в сфере отношений с исламом было существенно затруднено тем, что у нас были ученые (арабисты, востоковеды, религиоведы, историки), были религиозные деятели, но не было светских политиков, разбирающихся в исламе, находящихся "внутри" его и при этом ярко выраженного "федерального" масштаба. Ни один из современных руководителей мусульманских республик в нашей стране на такую роль явно не тянет.

Смена руководства в Башкирии (если она состоится) может такого политика породить. В этом случае республика станет лидером и идеологом исламской политики России. Если нет, то мусульманское население России еще какое-то время не сможет участвовать в выработке федеральной политики в этом направлении - просто в силу отсутствия соответствующих лидеров.

Смотрите также: