ЕСЛИ есть на свете человек, который не любил бы мультики, то это, скорее всего, нехороший человек, недобрый и без чувства юмора. Однако начнем с того, что словечки "мультики", "мультяшки" люди, делающие этот вид искусства, не любят. А вообще "мультипликация" означает "умножение" (к сведению: минута экранного времени содержит от 1,5 до 3 тыс. рисунков).
СОГЛАСИТЕСЬ, можно не читать Достоевского и Чехова, не видеть шедевров мирового кино, но Винни Пуха, Чебурашку и Бонифация помнят все. Иной вопрос - а кто пришел этим героям на смену, кто мелькает сегодня на телеэкране? Хрюн и Степан, Масяня? С одной стороны, они мало похожи на ежика в тумане, но с другой - современны. Может быть, компьютерные технологии окончательно заменят "живых" рисованных героев?
Думаю, вряд ли. На недавнем IX Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале за три дня было показано полсотни картин - от 20-секундных роликов до почти получасовых лент, снятых на студиях России. Фестиваль в Суздале - "подросток", есть у него "старший брат", международный, "Крок" и младший - детский, "Золотая рыбка". Так что самое массовое и популярное искусство анимации, в котором мы, кстати, по традиции, были впереди планеты всей, живо, перспективно, по-прежнему востребованно. Единственная проблема - его продукцию негде посмотреть, кроме как на ТВ.
Александр ГЕРАСИМОВ, генеральный директор фестиваля в Суздале:
- СЕГОДНЯ на ТВ присутствуют мультперсонажи типа Масяни, но это очень простая и дешевая анимация. Это не искусство, а использование в коммерческих целях мультипликационных технологий. Анимацией же в полном смысле слова можно назвать либо полнометражное кино, либо сериалы. Телевидению нужны сериалы, чтобы "подсаживать" зрителя, тогда и рекламу можно вставить. Вот запускаются "Смешарики", 200 серий, для показа в рабочие дни. Другая проблема - подготовка кадров. И еще - потребитель, который, если и хочет смотреть наши новые анимационные картины, не имеет такой возможности.
Александр ТАТАРСКИЙ, режиссер, руководитель студии "Пилот":
- МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ - очень ранимое искусство, оно должно делаться долго и неторопливо в спокойной стране. Сегодня не самое лучшее время для анимации. Телеканалам невыгодно покупать мультипликацию. Фильмы, показанные в Суздале, обречены, их не увидит зритель. Но во всем мире люди делают маленькое авторское кино, не имеющее широкого зрителя. Государство уделяет сейчас неожиданно много времени мультипликации, на сегодняшний день это абсолютное меценатство. Мы живем исключительно за счет Департамента государственной поддержки кинематографии Минкульта РФ. Проблема еще и в подготовке кадров: в США в каждом университете есть факультет анимации.
А что имеем мы? Во ВГИКе открыт специальный факультет. Уезжая из Суздаля, я случайно прочла объявление на стенде: "Требуются режиссер и художник-постановщик в связи с запуском анимационного сериала". И, уверена, таковые найдутся. Вопрос в другом: нашей замечательной анимации срочно требуется зритель.