Лица "поднебесной" национальности

   
   

В ЛЮБОМ мегаполисе есть свой китайский квартал. В "маленьком Пекине" можно пообщаться с соотечественниками, "правильно" поесть, узнать последние известия из отечества, купить национальную аудио-, видео-, печатную продукцию, разрешить при помощи местных старейшин спорные вопросы. Москва в этом плане не отстает, а, возможно, даже превосходит многие западные столицы. Когда офицеры ФМС (Федеральная миграционная служба) позвали меня на проверку, проводимую ими совместно со столичной милицией на территории так называемого черкизовского куста (в районе Измайлово - Черкизово более десятка вещевых рынков), мы заглянули и в китайское общежитие.

Кошку сварили

НА ВСЕХ изобильно развешанных в коридорах и на дверях комнат табличках и указателях красуются иероглифы, суетливо снуют по своим делам невысокие жильцы. В кафе раскосые "аборигены" поглощают фантастическую с виду пищу. В стекло мутного аквариума тыкаются носами жирные карпы. Говорят, что здесь можно заказать даже культовое блюдо "лунхудоу" - "бой дракона с тигром", основными ингредиентами которого являются вареная кошка и жареная змея. Не могу точно сказать про змею, но насчет национальности пущенных на заклание кошек у меня нет сомнений.

Напротив заведения общепита располагается телефонный узел, откуда, судя по надписи на двери, можно дешево позвонить не только в Китай и Вьетнам, но даже в Новую Зеландию или Австралию. В соседнем офисе менеджеры "поднебесной" национальности помогают всем желающим получить необходимые для проживания в Москве документы. Еще в одной комнатке заказывают билеты на самолет до Пекина, Ханоя и других полусказочных для россиян городов. Клерки жалуются на срывы в работе "Аэрофлота", но обещают "бистеренько щто-нибуть нати". В небольшом кабинете на 3-м этаже пахнет благовониями, а стены раскрашены в оранжевый цвет. В ларьке продаются изданные в Москве газеты на китайском языке. А на боку у многих постояльцев висят пейджеры, на экранах которых высвечиваются иероглифы.

Производят и продают

ЗА УГЛОМ расположены курсы русского языка. Однако мало кто обременяет себя лишними знаниями - для торговли на рынке и общения с милицией обычно хватает переделанного на местный лад словаря Эллочки Людоедки, а за границы этого анклава редко выбираются даже самые храбрые мигранты. Тем более что большинство из них находятся в Москве с давно просроченными документами. Одна половина трудится в подпольных мастерских: шьют одежду, производят из подручных химикатов токсичные, зато дешевые стиральные порошки и шампуни, штампуют страшноватую бижутерию и детские игрушки со злобными лицами. Другая половина продает все это на рынках. Рыночное начальство устало бороться с подобными нарушениями: "Торгаши обычно оформляют одного легального продавца на ряд, - объясняет начальник рынка. - Когда мы спрашиваем, чей товар, оказывается, что хозяин отошел. Люди же на местах "не торгуют, а приглядывают, чтобы товар не увели".

Со стороны кажется, что живут китайцы тихо и мирно. По крайней мере, жалобы в правоохранительные органы от них поступают весьма редко. Однако, как объясняют эксперты ФМС, не в традициях китайской диаспоры выносить сор из избы. Все внутренние конфликты решаются при помощи авторитетов из местных китайских ОПГ.

По неофициальным данным, в Москве живут и работают до полумиллиона лиц "поднебесной" национальности. И их число постоянно растет. Основные места "прописки" - общежития в районе Сокола, в Измайлове, различные гостиницы, где китайцы снимают целые этажи. Есть также несколько тайных схронов-ангаров на МКАД, куда на специальных автобусах вечерами привозят сотни китайцев и вьетнамцев.

Смотрите также: