МЕСЯЦУ апрелю столичное правительство присвоило звание "Чистый автомобиль". Согласно постановлению мэрии нужно не только побудить автолюбителей "привести в надлежащее состояние внешний вид транспортных средств", но и за "счет повышения конкурентоспособности снизить затраты населения на получение моечных услуг и повысить качество данного вида сервиса".
Погрозить пальчиком
НЕКОТОРЫЕ автотрассы на подступах к Белокаменной украсили щиты с лозунгами "Въезд в Москву грязного автотранспорта запрещен", а гаишники останавливают водителей чумазых железных коней и пугают штрафами. Однако, как нам объяснил сотрудник отдела пропаганды УГИБДД г. Москвы Игорь Колосков, по действующему законодательству милиционер может оштрафовать на половину МРОТ (50 руб.). автолюбителя только в случае, когда не читается регистрационный номер машины. Вряд ли такое "строгое" наказание может кого-то серьезно напугать.
Но, допустим, я культурный водитель и готов помыть машину. Но посмотрите: какие на мойках очереди! На наиболее приближенных к центру надо простоять 30-50 минут. А цена? Для наведения чистоты на обычные "Жигули" надо потратить 150 - 200 руб. Московские власти в своем постановлении обещали установить на период проведения месячника специальные тарифы на обслуживание льготников, а машины инвалидов и ветеранов ВОВ и трудового фронта вообще мыть бесплатно. Специально спрашивал на мойках в Северном Чертанове и на Вагоноремонтной улице: ни на одной никаких скидок. Отправил отца - пенсионера и ветерана труда, так и ему нигде бесплатно машину не помыли!
Не имеющим лишних денег или времени автомобилистам остается наводить лоск на свои авто самостоятельно. Однако мыть машины во дворах или у "частных мойщиков" - противозаконно. Начальник Московской экологической милиции Константин Полуда заверил, что подобные попытки могут влететь автовладельцу в кругленькую сумму: "С начала месячника мы выявили более ста случаев мойки машин в неустановленных местах. Физическим лицам за это нарушение выписываем штраф от 500 до 1 тыс. руб.".
Что сливаем
СЕГОДНЯ в Москве около 1 тыс. автомоек. На то, чтобы обработать одну машину, в среднем нужно полчаса. Все эти мойки за сутки могут пропустить не более 20 тыс. машин. А ведь ежедневно по столичным улицам колесят минимум 2 млн. авто. Значит, нужно как минимум в 10 раз больше моек. А их даже не на всякой заправке встретишь.
Но и действующие автомойки далеко не безгрешны. В отличие от западных, где применяется закрытый цикл использования воды, наши используют дармовую водопроводную воду, сливая ее в канализацию или даже уличные водостоки. С учетом того, что автолюбители моют и испачканный маслами двигатель, это наносит серьезный вред окружающей среде. "Руководство Мосводоканала - в его ведении находятся канализационные сливы - уверяет, что наши системы очистки фильтруют подобные стоки, - говорит Константин Полуда. - Однако жидкости с примесями мыла и активных веществ, сливаемые в сточные решетки, попадают в водоемы почти не очищенные. Оборудование, используемое Мосводостоком, устарело, а нередко и вообще вышло из строя".
Так что объявленный месячник "Чистый автомобиль", к сожалению, смахивает на очередное сражение с ветряными мельницами. А для того чтобы действительно решить проблему грязных машин, нужны не одноразовые акции, а серьезная работа. Так, столичным властям совместно с правительством Подмосковья необходимо на подъездах к МКАД выстроить комплексные центры, включающие в себя моечные пункты. А в самом городе разрешить автолюбителям очищать от грязи свои машины на более чем 300 мойках, принадлежащих предприятиям городского транспорта. Руководство Мосгортранса согласно позволить своим паркам проводить подобную деятельность на коммерческой основе.