СТОЛИЧНЫЕ власти, продолжая борьбу с пробками на дорогах, с 1 декабря ограничили въезд грузового транспорта в центр. Теперь попасть сюда тяжеловесам на колесах можно только по специальному пропуску. Однако прошло два месяца, а число большегрузных фур, не говоря уже о "Газелях" и "Бычках", практически не сократилось.
ИДЕЯ на первый взгляд здравая. "Сейчас на учете в Москве стоит около 250 тыс. грузовиков, - рассказывает старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Москвы Игорь Колосков. - А сколько автомобилей доставляют грузы транзитом из других городов! Спецпропуска получила лишь малая часть из них". В Департаменте транспорта и связи необходимые бумаги выдают лишь тем водителям, кто смог объяснить необходимость проезда в центр в дневное время. По данным главы Комплекса городского хозяйства Петра Аксенова, из заготовленных 20 тыс. пропусков выдано уже 1,5 тыс. По идее, мы с вами уже должны были почувствовать результат этой акции. Но то, что количество грузовиков, "бороздящих" центр, вовсе не уменьшилось, видно невооруженным глазом.
Я поговорил с обычным инспектором ГАИ Иваном О., который дежурит на Садовом кольце. Начиная с 15 января гаишникам приказали штрафовать и разворачивать водителей грузовиков без пропуска. "Но кого напугаешь штрафом? - возмущается мой собеседник. - Вы знаете его размер? 50 руб. Смешно! Теперь перед выездом водитель либо договаривается с нанимателем, что тот оплачивает "дорожные расходы", либо завышает цену на предполагаемую сумму штрафов. В автомагазинах, на заправках и на перекрестках уже продают отксеренные пропуска, которые трудно отличить от настоящих. Интернет пестрит объявлениями, обещающими за сравнительно небольшие деньги сделать (официально бесплатный. - Прим. авт.) пропуск. Теперь по поводу того, что я должен разворачивать нарушителей. Куда на Садовом кольце я могу развернуть огромную фуру с прицепом? Единственное, что в моих силах, - это пригрозить водителю, что свяжусь со своим коллегой на следующем посту и проверю, свернул ли шофер. Но разве я обязан следить за каждым грузовиком? Основная наша задача - организовать движение и выявить нарушения, среди которых грузовики без пропуска далеко не самые серьезные".
Если оставить в стороне споры о правильности идеи, что сокращение грузового транспорта неминуемо приведет к исчезновению пробок в столице, получается, что введение нового постановления породило несколько побочных явлений. Во-первых, у гаишников появился еще один повод "договариваться" с нарушителями на месте. Во-вторых, чиновники, ответственные за выдачу пропусков, получили новую кормушку. А в-третьих, возможность заработать дополнительные деньги теперь имеют мошенники, у которых есть доступ к цветному принтеру. В остальном пока что все осталось на своих местах. Включая пробки.