116

Операция "ГАЗель"

ЧУТЬ ли не каждый день сообщают о смертельных авариях с маршрутками. Наш корреспондент отправился в рейд на "машине-убийце".

НА ДВЕРЯХ маршрутной "ГАЗели" явно видны были следы недавнего ремонта. Пассажиры обычно закрывают двери "с душой", поэтому больше года они не выдерживают. Стекла в кабине приоткрыты и зажаты отвертками - чтобы не падали. Из-под обшивки сидений торчит поролон. "Машине уже 5-й год, вся разваливается. Но хозяин не меняет", - жалуется водитель.

Впереди образуется пробка. Не притормаживая, мы уходим вправо и гоним по обочине. Машина наклоняется градусов под 30. Я невольно цепляюсь за сиденье. "А люди зачем на такси ездят? - философствует "шеф". - Чтобы побыстрее доехать!" И так по ходу всего маршрута: то лихо выскакиваем на встречную полосу, то норовим проскочить по тротуару.

За последние годы количество маршруток на дорогах страны увеличилось в полтора раза. По данным Российской транспортной инспекции, в России до 60% городских перевозок отданы в частные руки.

Кто нас возит...

"ЕСТЬ крупные конторы, где несколько десятков машин, и есть частники, у которых одна-две "ГАЗели", - рассказывает Сергей Джафаров, старший механик столичного 3-го таксопарка. - В крупной фирме свои механики. Даже штатный врач - он дважды проверяет водителей перед выездом и вечером. Правда, к "трубочке" прибегает редко. Но все равно - у частников ничего подобного нет".

Крупные компании винят во всем частников: это они - беспредельщики. Ездят со скоростью 120 км/ч, отбивают клиентов. В мелкой фирме все расходы ложатся на плечи таксиста: бензин, ремонт машины, поиск запчастей, оплата ущерба при аварии. "Твердой" зарплаты нет. Летом дневная норма - 1200 рублей - их надо сдать начальнику. Все, что набрал "сверх плана", - твое. По признанию самих водителей, даже с учетом неполной загрузки машины норму реально сделать за полдня - 10-14 поездок. Машину надо сдать до 23.00. Вот и катаются они до тех пор, пока за руль держаться могут.

Особенно усердствуют приезжие из Молдавии, Кавказа. Каждый день без перерыва гоняют по 12-15 часов.

Приезжие, колесящие по столичным трассам в погоне за прибылью, - не только московская беда. По данным МНС России, на улицах и в пригородах, скажем, Санкт-Петербурга работают сотни коммерческих автобусов и маршрутных такси, зарегистрированных совсем в других регионах - Новгородской области, Ставропольском и Краснодарском краях. На налоговый учет в Петербурге они не встают, но и в родных краях налогов не платят.

Большинство водителей маршруток - люди самостоятельные, и никакие правила им не писаны. В ГИБДД нам рассказали, что часто водители самовольно изменяют маршрут. В Костроме, например, полтора десятка машин дожидаются пассажиров не на конечной остановке, а ближе к центру - около крупного предприятия, из-за этого пробка. Ехать по маршруту до конца водителям-частникам невыгодно. Там можно посадить лишь двух-трех человек, здесь же желающих уехать гораздо больше.

Часто пассажиры жалуются на хамство водителей и блатной репертуар из радиоприемников. В некоторых городах, например в Нижнем Новгороде, даже приняты местные законы, запрещающие включать в маршрутках музыку.

...И на чем

ВОДИТЕЛИ не скрывают, что как минимум треть из колесящих по стране маршруток не предназначена для пассажирских перевозок. На волне популярности частного извоза продавцы повысили цену на пассажирскую "ГАЗель". Только на заводе разница отпускной цены между пассажирским и грузовым вариантами достигает 1000 долл. Предприимчивые бизнесмены покупают грузовую модель, вырезают окна, приваривают сиденья - и поехали.

Есть и другие способы. "Вот видишь, в техпаспорте у меня написано - 13 посадочных мест, - признается Игорь, пять лет работающий на маршрутном такси. - А теперь посчитай кресла в салоне". Их оказалось 14. Каждое дополнительное место, по оценкам самих "извозчиков", приносит в среднем 200 рублей в день. А если в часы пик еще и стоячих пассажиров захватить...

В случае аварии лишние кресла могут стоить кому-то жизни - они блокируют двери. Пассажирская "ГАЗель" сгорает за 5-6 минут.

На днях в Москве завершилась операция "ГАЗель". Нарушения обнаружены на каждой десятой маршрутке. 15 водителей не имели прав категории "D", позволяющих водить микроавтобус. 10 были пьяны.

Подобные операции - не такая уж и редкость. В Российской транспортной инспекции нам показали статистику. В Омске задержали 27 водителей без надлежащих прав и 9 за рулем выпивши. В Н. Новгороде нарушения обнаружены в половине проверенных маршруток. В Волгограде две трети маршрутных такси работают незаконно - без лицензии. В Костроме лишь к одному из 10 проверенных автомобилей не возникло претензий. Принимаемые меры - штраф до 4 тыс. руб. и лишение лицензии, - как записано в официальных документах, "не оказывают должного воздействия на владельцев маршруток".

"Во всех странах автотранспорт находится под жестким контролем, - говорит зам. руководителя департамента Российской транспортной инспекции Николай Карпуненков. - А у нас частники получают лицензии на перевозку - и ищи ветра в поле. Особенно мелкие компании, где одна-две машины. Регистрируются они по домашнему адресу, дома их, естественно, не застанешь. Как их проверишь? А сейчас вышел новый закон по малому бизнесу - первые три года их вообще никто не имеет права проверять. Вот и все".

До сих пор в России действует устав автомобильного транспорта, датированный 1969 годом. Нет даже единых требований к тому, как должно выглядеть маршрутное такси. На большей части автомобилей отсутствует какая-либо информация о фирме, которой принадлежит маршрутное такси. Куда обращаться с претензиями?

Пострадавшие в маршрутках, конечно, могут требовать возмещения ущерба, но только через суд и то при условии, что у них на руках билет. А теперь вспомните, когда последний раз вы брали билет в маршрутке?

Наш комментарий

ПРОБЛЕМА, о которой мы пишем, у всех на виду: и у властей, и у ГИБДД, и у пассажиров. В аварии "ГАЗели" попадали всегда, но почему-то до начала июня никого это не трогало.

Кроме заботы о безопасности пассажиров напрашиваются и бизнес-объяснения: "ГАЗель" "заказали". Сообщения о ненадежности микроавтобуса, как нарочно, совпали с информацией о том, что основной акционер ГАЗа собирается продать свой пакет. Видимо, кто-то решил сыграть на понижение акций или подвинуть "ГАЗель" на рынке. Пока серьезных конкурентов у волжской маршрутки нет. Однако есть компании, в том числе и иностранные, которые готовы прийти на этот рынок.

Главное, чтобы проверяющие не пришли к выводу - "ГАЗель" запретить. На чем тогда будут ездить люди?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно