С ПРИХОДОМ лета в Москву хлынул поток гостей. Первое, с чем раньше сталкивались приезжие, - гигантские очереди на такси. Нахрапистые таксисты - символ Москвы 70-х. Но, даже несмотря на цены, которые они заламывали несведущим провинциалам, позволить себе доехать от вокзала до места назначения мог практически каждый. Сегодня гостей в столице меньше, но очереди на такси исчезли не поэтому. А потому, что довезти от вокзала до окраины водители берутся теперь за 250-300 руб. И если сумки позволяют, лучше отойдите от вокзала подальше и уже там тормозите машину.
Раньше любимыми клиентами таксистов были официанты и мясники, теперь - коммерческие директора и менеджеры. Лучше иметь постоянного клиента, а вот брать пассажира "от бордюра" многие брезговали. Сегодня не до жиру. Анекдоты про таксистов, которые вечно ехали "в парк", давно позабыты. Конкуренция сделала таксиста волком, которого кормят ноги.
Обычный люд предпочитает сегодня иметь дело с частниками, с которыми легче сговориться в цене. Настали такие времена, когда уже не клиент ловит машину, а водители отлавливают клиентов. И так выходит, что частники и проворнее, и гибче. Днем в Москве царят частники. Они перебили таксистам весь бизнес. Профессионалам извоза приходится выезжать на большую дорогу рано утром или поздно вечером. Но и тут их ожидает засада в лице милиции. Как говорит Виктор Карпухин, таксист с 40-летним стажем: "Если у меня сидит пассажир-женщина, то милиционеры обязательно остановят и проверят у нее документы: не проститутка ли она. Если вместо прописки у нее регистрация, высаживают из машины. И работать практически невозможно. Просто иногда стесняешься посадить женщину, потому что у нее будут неприятности".
А ведь в советские времена таксисты считались королями дорог. И у московских такси даже были персональные серии номеров: ММТ, ММЛ, МММ. До перестройки в столичную казну поступал ежедневно 1 млн. руб., заработанный московскими таксистами. Как говорят старые водители, раньше столица жила за счет торговли и такси. Таксисты так хорошо зарабатывали, что даже не ходили получать зарплату, перечисляли ее на сберкнижку. Но пришли новые времена. В горячке приватизации превратили все таксопарки в станции техобслуживания, машины по остаточной стоимости распродали, а водителей уволили. И если раньше каждый таксопарк за год окупал себя трижды, то потом все просто рухнуло. Так уже когда-то было. До революции в Москве ездило примерно 200 такси. После 17-го года все таксопарки в стране были закрыты, а их имущество национализировано. Такси стало возрождаться в 25-м. Но долгие годы оставалось экзотикой.
Сейчас такси тоже на витке возрождения. Но все равно, если раньше по Москве ездило 17 тыс. машин с шашечками, то сейчас всего 4 тыс. Таксопарки сдают водителям машины в аренду. Но через два-три года эксплуатации, в зависимости от марки машины - "Москвич" или "Волга", таксист получает ее в личное пользование. Строгой таксы не существует, потому что водители выручку не сдают, оставляют себе, но из этих денег они платят налоги, покупают бензин и чинят машину.
В прошлом месяце опять поднялись цены за проезд. И желающих прокатиться в такси стало еще меньше. Официально 1 км в Москве теперь стоит 5 руб. 75 коп. Но реально каждый накидывает столько, сколько ему совесть позволит.
В выходные хотел вызвать такси. Позвонил в службу заказа, прождал целый день, а машина так и не пришла. Времена меняются, а сервис нет?
О. Н и к о н е н к о
ЕСЛИ вас не удовлетворила работа одной службы вызова такси, воспользуйтесь услугами другой. К счастью, их у нас несколько. Цена за вызов машины по Москве колеблется от 20 до 40 руб. Тариф за проезд - 7 руб. за километр. Если такси будет вас ждать в течение некоторого времени, то час простоя обойдется в 60 руб. Такси по Москве должно приходить в течение часа, но лучше вызвать машину заранее, так как возможны задержки из-за автомобильных пробок.
Службы вызова такси: АО "Такси" - тел. 927-00-00; АО "Кожухово" - тел. 928-68-68; АО "Медведково" - тел. 473-75-23; АО "Претус" - тел. 457-51-05.