КОГДА глубоким вечером при повороте на Кутузовский проспект меня подрезала бетономешалка (!), я... воздержалась от непарламентских выражений. Наоборот, попыталась войти в ее положение. В сущности, пусть недолгое, но это самое настоящее бетономешалкинское счастье - обогнать иномарку. Может, потом, томясь в дневных пробках, она без труда справится с желанием заехать в багажник какой-нибудь, с высоты их, бетономешалок, пузатой автомелочи. Спустя время история повторилась. Только с грузовиком и с другим финалом. Он выскочил в паре метров от моего капота с улочки, прилегающей к Нагатинской набережной. Не вписался в поворот и прилег на бок. Из кабины выпрыгнул невредимый водитель, из кузова на асфальт выехала внушительная гора красного кирпича. И опять я ничего такого непарламентского себе не позволила, лишь "ой-еее" и сказала, аккуратно объехав бедолагу. Что же касается автобусов-троллейбусов - многие из них, не глядя, едет ли кто сзади, начали стартовать со своих остановок в режиме баллистических ракет (что-то взревело и улетело). Поясню: такой внушительный предмет, как троллейбус, не должен позволять себе слишком резких движений. Потому что, выезжая с остановки, почти перекрывает столь, к примеру, худосочную улицу, как Покровка.
Но справедливости ради следует признать: все вышеизложенное - пустяки по сравнению с тем, что себе позволяют автомобили. Взять, например, меня. В последний уикенд я разогналась на Воронцовской улице до 120 км/ч, ровно вдвое превысив допустимую скорость (каюсь, каюсь, но как они все-таки достали, эти бетономешалки...). Ближайший светофор оказался красным, пришлось тормозить. Тут же, как рояль из кустов, материализовался инспектор ГИБДД. Пришлось платить. Страж дорожного порядка отстегнул мне 20 руб. сдачи со 100 руб. и на вопрос: "Кто чаще превышает скорость, легковушки или грузовики?"- в сердцах махнул рукой: "Да все вы... озверели!"
Природа "озверезвости"
ИТАК, на столичных дорогах в этом сезоне наблюдается небывалая авторезвость. Но не всегда (в час пик, понятно, не разгонишься) и не везде. По наблюдениям гибэдэдэшников, больше всего гонщиков на свежеотремонтированных магистралях. А по моим собственным - на отремонтированных и не размеченных. Для пешехода все городские улицы одинаково гладкие, просто потому что заасфальтированные. А с точки зрения автовладельца путешествие по асфальту отравляют всякие дорожные "мелочи": колдобины, трещины, заплатки и около 260 тыс. шт. колодезных люков. В какой-нибудь Швейцарии, или Германии эти самые люки торчат посреди тротуаров и газонов. А у нас почему-то на проезжей части. Так вот, вообразите себе среднестатистического московского водителя, обреченного две последние пятилетки тормозить перед каждой колдобиной - и вдруг въехавшего всеми четырьмя колесами на нечто схожее со взлетной полосой. На тот же Кутузовский проспект, например. Или на Садовое кольцо. Или на проспект Андропова. Иначе говоря, на любую свежеотремонтированную городскую дорогу. Вообразили? И вам все еще непонятно, отчего даже бетономешалки "кое-где у нас порой" летают?!
А отсутствие дорожной разметки по последствиям сравнимо лишь с перегоревшим светофором. Помнится, в мае дорожники заменили покрытие на участке Садового кольца от набережной Яузы до Курского вокзала. И недели две не размечали его. Науке известно такое явление, как хаотичное движение молекул, броуновским называется. Именно это явление и наблюдалось здесь до нанесения прерывистых белых линий. Только вместо молекул метались машины. Сначала я позвонила на предприятие "Доринвест" (именно оно отвечает за Садовое кольцо), и начотдела Юрий Иерусалимский авторитетно заверил меня, что разметку сразу после смены дорожного покрытия наносить нельзя, дней 10 должно пройти. А потом другой начотдела столичного управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства - Борис Коршунков не менее авторитетно заявил, что все-таки можно. Если это термопластическая лента, которая, правда, в 1,5 раза дороже обыкновенной разметки. Но зато прочнее и служит дольше. К слову, на Кутузовском проспекте, ремонт которого удалось закончить почти на месяц раньше запланированных сроков, нанесена термопластика. (И весь он теперь образцово-показательный, если бы еще АЗС в районе Поклонной горы не устраивали технические перерывы в 8 утра, когда основной поток движется на работу, - было бы совсем, что называется, рули и радуйся.) А на Садовом, выходит, сэкономили.
Есть и еще одна дорожная мелочь, изрядно отравляющая жизнь как лихачам, так и законопослушным водителям. Это "лежачие полицейские", которых в нашем городе развелось, как собак нерезаных. По слухам, отцов города так достали эти мини-горки на ул. Аргуновской, что они распорядились их там немедленно ликвидировать. Но тем дело не закончилось. По весне они приняли еще и специальное постановление, регламентирующее установку "лежачих полицейских". Лишние должны быть убраны, а все остальные в обязательном порядке - освещены и обозначены. Остается лишь сожалеть, что высокое городское начальство не заезжает по своим неотложным делам на ул. Ак. Петровского, где необозначенные асфальтовые накаты расположены прямо во дворе жилого дома. Всего лишь за час путешествия по городу я "наехала" на эти до сих пор не размеченные и "не освещенные" конструкции на ул. Павла Корчагина, ул. Лестева и на 1-й Мытищинской ул. в районе железнодорожного переезда.
Разрыто и брошено
ГЛОБАЛЬНЫЙ ремонт столичных дорог, который сегодня нас так радует (когда закончен) и возмущает (когда все разрыто и надолго брошено), начался два года назад. С постановления московского правительства, предписавшего к исходу 2000 г. привести в порядок 10 млн. м2 проезжей части. Пока отремонтировано около 3,5 млн. м2. Причем, когда выпадет снег, вскрывать асфальт и накладывать новый уже будет поздно. Все дорожные работы в Москве, как правило, сворачиваются к 1 октября. И нельзя сказать, что нынешние столичные планы чрезмерные. В 1995-1997 гг. мы умудрялись приводить в порядок 15-17 млн. м2 дорог. А ТЕПЕРЬ ДЕНЕГ НЕТ. (Интересно, а почему они раньше были?) По словам все того же Бориса Коршункова, на 1 м2 текущего ремонта проезжей части столичная казна выделяет 160 руб., капремонта - 180 руб. И это даже не половина требуемой суммы.
На ул. Доброслободской вот уже скоро месяц, как срезан слой старого асфальта. Оно бы ничего, можно ездить, если бы не множество колодезных люков, которые высятся посреди дороги, как гнилые пеньки на поляне. Переползая через них, грузовики, бетономешалки и автомобили в дневное время образуют здесь гигантскую пробку. (А между прочим, пробки, такова их природа, отравляют городскую экологию посильнее, чем свободно текущий транспортный поток.) Да и вечером на этой улице никто не отваживается лихачить - запросто можно потерять глушитель, а то и разбить ходовую. Но, преодолев плохую дорогу, редкий водитель может удержаться, чтобы не вдавить педаль газа до отказа. Отсюда вывод: наблюдаемая в этом сезоне чрезмерная авторезвость - явление временное. Она сама собой войдет в законопослушное русло. Когда все 87,5 млн. м2 московских дорог - подъезды к дворам, улицы, проспекты и кольца - будут не хуже европейских. Около трети уже отремонтировано. Если приводить в порядок по 10 млн. квадратов каждые два года, это случится лет через 10-15. Может, и доживем.