108

Маршрутка - авария

Почти половина маршруток находится в собственности предпринимателей-одиночек

Вы видели когда-нибудь в маршрутке ремни безопасности?

Водитель маршрутки крутит баранку по 17-18 часов в день

В МОСКВЕ за текущий год произошло 6 ДТП с участием маршрутных такси. Ранены 10 чел., погибли 2 чел. Управлением ГИБДД ГУВД Москвы с начала года было проверено 4943 автобуса. В 172 обнаружились дополнительные сиденья, 487 автобусов имели неисправности, при которых запрещается эксплуатация, 65 машин не прошли техническое обслуживание, а более сорока водителей не имели при себе предусмотренных Правилами дорожного движения документов. Но особенно отличились маршрутные такси. В мае проверили 12 маршруток на конечных остановках "Южное Бутово", "Северное Бутово" и "Ясенево". Все 12 машин имели неисправности. Мы и не заметили, как маршрутки стали самым опасным видом общественного транспорта в столице.

На чем едем?

СЕГОДНЯ в столичном регионе перевозками пассажиров в микроавтобусах занимается более 150 коммерческих предприятий. Общее количество машин в городе и области составляет более 4 тыс. Из них около 50% автомобилей эксплуатируется группой компаний "Автолайн". Есть несколько "средних" компаний с парком в 100-200 машин. Остальное пространство занимают предприниматели-одиночки, имеющие одну-две машины. В конце 80-х резко возрос спрос на автомобили класса 1,5 тонны. Только Горьковский завод обладал соответствующей моделью, и потому "Газель" стала все чаще встречаться на улицах столицы. Автомобили того же предназначения выпускаются и западными производителями. Модели от "Форда", "Фольксвагена", "Мерседеса", "Ивеко" по соотношению "цена - качество" значительно уступают газовскому детищу. Эксплуатация автобусов иностранного производства неизбежно приведет к увеличению стоимости проезда.

Существует более 10 модификаций "Газели", предназначенных для грузовых, грузопассажирских и пассажирских перевозок. Кстати, автомобиль "Соболь" не может быть использован в качестве маршрутного автобуса. Эта модель НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНА для перевозки более 8 пассажиров. Между тем очень часто надпись "Соболь" красуется на боку маршруток, буквально нашпигованных сиденьями, и в них мы забираемся каждый день. Впрочем, большому риску мы подвергаем себя, когда садимся в маршрутку даже одобренной модели, потому что отдельные показатели по безопасности у "Газелей" стоят на критической отметке. Главные минусы конструкции - ненадежная пассажирская дверь и низкая эвакоспособность, то есть при малейшем ДТП оказывается заблокированным как запасной (если он вообще не заставлен сиденьями), так и основной выходы. Напомню, что при устранении последствий большинства аварий с участием маршруток спасателям приходилось разрезать корпус автомобиля, потому как сами выбраться пассажиры из этой консервной банки не могли.

"Базовая модель "Газели" рассчитана на 13 мест, которые могут быть расположены "по" или "против" хода движения автобуса. Последняя модификация с более надежной навесной пассажирской дверью и высокой крышей рассчитана на 15 пассажирских мест, - рассказывает заведующий отделом автобусов ФГУП ГНЦ НАМИ Анатолий Кичжи. - Способы размещения могут быть различными. Даже столь не любимый москвичами способ - "как в метро" - сертифицирован, а значит, соответствует требованиям безопасности. Другое дело, что различные виды расположения мест можно считать более или менее безопасными. Модель ГАЗ-322132 по сравнению с другими обеспечивает пассажирам наибольшую защиту. Также передние сиденья всех маршрутных такси должны быть оборудованы ремнями безопасности, которые и водитель, и пассажиры обязаны использовать".

Любое превышение вместимости, как и перевозка пассажиров стоя, - грубое нарушение норм безопасности. А сколько раз вам доводилось ехать стоя? Однажды в полусогнутом положении мне пришлось отстоять примерно получасовой маршрут - водитель "тронулся" раньше, чем я обнаружила, что сидячих мест нет. У поста ГАИ водитель весьма неделикатно попросил меня пригнуться или сесть на корточки, потому как его могли оштрафовать.

Кто за рулем?

БОЛЕЕ 90% ДТП происходит по вине водителей. Так что даже за рулем идеальной по всем параметрам машины невменяемый водитель неизбежно станет убийцей. Кто же этот человек, который так часто на полном ходу, держа одной рукой сигарету, а другой ловя очередную радиостанцию, пытается отслюнявить нам сдачу и еще вести машину (уж совсем непонятно чем)? Как мне рассказали в администрации компании "Автолайн", 71% их водителей - жители Москвы и области, 19% - приехали из регионов РФ, 10% - из стран СНГ. Наемники компаний-одиночек в большинстве своем выходцы из Молдавии, Украины и Грузии. (Вот почему каждый третий водитель маршрутки не знает, где едет.)

Если для крупных и среднего размера транспортных предприятий важна профессиональная репутация, а следовательно, имеет место хоть какая-то кадровая политика, то для "одиночек" в маршрутном бизнесе значима только прибыль. Им необходимо получить максимальную материальную отдачу за минимальный срок и любыми средствами. Однажды я разговорилась с водителем маршрутного такси на выхинском направлении. По словам Сергея П., лишь несколько машин, курсирующих от Выхина до Жуковского, принадлежат "официалам". Все остальные машины - частные. Сам Сергей приехал из Украины, где по дешевке купил удостоверение водителя категории D. В Москве снимает с пятью такими же водителями однокомнатную квартиру. "Это еще ничего, - объясняет он. - Раньше в машине спал, калачиком свернувшись..." Наняла его "крыша", которой принадлежит немало машин, курсирующих по маршруту Москва - г. Жуковский. Работает Сергей, как и большинство водителей маршруток, на износ - то есть по 17-18 часов в день. Один выходной в неделю. Но Сергей его не берет, потому что очень нужны деньги. Сравним: водитель "Мосгортранса" по норме (кроме сверхурочных) работает 10 часов в день. Дальнобойщикам (а в чем разница, дороги те же самые, подмосковные, а расстояния - двухчасовые?) вообще не разрешается работать более 4 часов подряд. Возобновлять движение можно только через 2 часа после перерыва, и этот показатель отслеживается, в кабине фуры установлен специальный прибор, считающий время в пути.

Жизнь или бизнес?

КАЖДЫЙ раз, садясь в маршрутку, мы не знаем, благополучно ли доедем до места назначения. Мы запросто можем попасть в аварию, потому что переутомился водитель, потому что не сможем вылезти из кабины, в которую напихали кресла в нарушение всех норм безопасности. Нужно вводить ограничения скорости движения для маршруток, жестко проверять профессиональный уровень водителей, запретить эксплуатацию машин с опасным расположением пассажирских мест, контролировать состояние водителей перед отправлением в рейс. Казалось бы, простейшее решение проблемы. Только кто этим займется? Власти отдали этот сектор рынка транспортных услуг в руки частников. И посчитали себя свободными от какой-либо ответственности. Правда, если опять какая-нибудь авария с маршруткой случится, опять погибнут люди, потребуют провести очередную проверку. И все...

Комментарий пресс-службы ГИБДД:

МАРШРУТНОЕ такси, как и любой другой вид транспорта, по определению является средством передвижения повышенной опасности. Но маршрутка, в отличие от автобуса, останавливается в любом "заказанном" пассажиром месте. Соответственно растет число остановок, а с каждой очередной остановкой возрастает и опасность стать участником ДТП. Таким образом, маршрутки постоянно создают на улицах города аварийные ситуации. Поэтому приоритетной задачей должно быть создание такого вида транспорта, который сделал бы быстрое передвижение по городу более безопасным. Следует искать способ перемещения, который по всем показателям удовлетворял бы москвичей и в конечном итоге вытеснил маршрутные такси. Возможны такие варианты, как монорельсовая дорога или скоростной трамвай. Но пока для Москвы альтернативного вида транспорта не найдено...

Цена вопроса

ТАРИФ на перевозку пассажиров в маршрутке по Москве - 7-15 руб. Среднее количество рейсов в день по городу - 35. Тариф на перевозку по пригороду - 20-40 руб. Среднее количество рейсов в день по пригороду - 15.

ПОДЕРЖАННАЯ неукомплектованная "Газель" стоит 3-3,5 тыс. долл. В месяц частник - водитель маршрутки, следующей в область, за вычетом средств на ремонт автомобиля и его окупаемость, бензин, выплат "крыше", может заработать 1-2 тыс. долл.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно