Примерное время чтения: 5 минут
141

На букву С, часть 5

Светофор и семафор

Оба эти устройства служат одной и той же цели: они разрешают или запрещают движение. Только семафор похож на коротенький шлагбаум на очень длинной ножке. Его ставили на железной дороге: шлагбаум поднят - можно ехать, опущен - поезд стоит. Но потом и на железной дороге поезда стали подчиняться световым сигналам специальных светофоров. Светофоры регулируют движение транспорта и сегодня. Впервые светофор для дорожного движения был применен в 1868 году в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он был сконструирован инженером-механиком Дж. Найтом. Смена неосвещенных, но раскрашенных сигналов осуществлялась с помощью системы приводных ремней. Правильнее было бы назвать его "цветофором". Он подавал только две команды - "Внимание" и "Стой". Зеленый цвет означал, что путь свободен, красный - движение запрещено. Но затем, чтобы эти сигналы были лучше видны в темное время суток и непогоду, светофор уcовершенcтвовали. В него был вмонтирован газовый фонарь, перед которым менялись красные и зеленые стекла. Но первый светофор прослужил недолго: из-за недочетов в конструкции он... взорвался.

В 1910 году в Детройте был установлен и работал семафор, которым управляли вручную. А в 1913-м в городе Кливленде (США) инженер Джеймс Хог сделал первый электрический двухцветный светофор. Первый трехцветный светофор (c желтым сигналом) был установлен в 1918 году на улицах Нью-Йорка.

В нашей стране первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, а в Москве - 30 декабря того же года. Это были стрелочные светофоры с круглым окошком, разделённым на зелёный, жёлтый и красный секторы, по которым двигалась стрелка. Позже появились привычные нам "глазастые труженики дорог" с тремя сигналами - красным, желтым, зеленым.

Для автомобилей светофоров хватало, но вот как быть с пешеходами? Для них придумали специальные пешеходные светофоры. В них всего два сигнала - "красный человечек", который означает "стой", и человечек "зеленый" - "можно идти".

Впервые в Москве такой светофор был установлен более 40 лет назад - в 1965 году. Запомните: большой трехглазый светофор - для машин, а пешеходам нужно руководствоваться сигналами пешеходного светофора. Конечно, придется подождать "зеленого человечка", но не больше двух минут: теперь над пешеходным светофором устанавливают специальные часы, которые отсчитывают время, предназначенное для машин и пешеходов. Если на светофоре горит мигающий зеленый сигнал, это означает, что через три секунды загорится красный, и переходить через дорогу нельзя: не успеешь.

Скорость превышать нельзя!

"Правила дорожного движения" гласят, что водители не имеют права превышать определенную скорость движения. Например, в жилой зоне она не должна быть больше 20 километров в час. Это значит, что автомобиль или мотоцикл во дворе могут двигаться чуть быстрее пешехода.

В городе на большинстве улиц скорость любого транспорта не должна превышать 60 километров в час. Исключение сделано лишь для некоторых проспектов, по которым можно передвигаться со скоростью 80 километров в час. А в некоторых местах разрешенная скорость гораздо ниже: рядом со школами, детскими садами и вообще теми местами, где много детей, можно увидеть дорожные знаки, ограничивающие скорость движения машин до 30-40 километров в час. Там, где установлен "лежачий полицейский", скорость еще ниже - всего 20 километров в час.

За городом, как правило, можно двигаться быстрее: по обычным дорогам со скоростью 90 километров в час, а по автострадам - 110 километров в час. Но если водитель въезжает в населенный пункт - все равно в какой, город или деревню, - он обязан снизить скорость до 60 километров в час. На автотрассах скорость, с которой может ехать автомобиль, указана на дорожных знаках. А за ее соблюдением следят инспекторы ДПС, пользующиеся специальными приборами. Водителей, которые превышают допустимую для дороги скорость, штрафуют.

Страховка - от чего?

С давних времен человека волновала мысль: как защитить свое имущество от пожара, стихийного бедствия, кражи? И в XVII веке появились первые коммерческие общества, которые принимали на себя чужие риски. Например, отправляет купец какой-то товар по морю - он рискует его потерять. Тогда он платит страховщику определенную сумму, равную части стоимости своего товара. Если товар пропадет - страховщик вернет купцу стоимость потери целиком. Если дойдет до места в целости и сохранности, страховщик эту сумму - ее называют страховкой - заработал. Поскольку страхуют свои риски очень многие, а в беду попадают далеко не все, страховать весьма выгодно.

Люди сегодня страхуют все: жизнь, здоровье, имущество, дома. И, конечно, автомобили. Можно застраховать автомобиль от последствий аварии, от угона или других напастей. Такой вид страховки называют КАСКО. В случае, если автомобиль поврежден, страховщик заплатит за его ремонт, а если автомобиль украли - вернет владельцу стоимость машины. Есть и другой вид страхования - автогражданской ответственности (ОСАГО). Еще несколько лет назад на дорогах очень часто случалось так, что виновнику аварии нечем было заплатить пострадавшему - у него не было денег. Теперь же человек может купить страховку, и, если он повредит чужую машину своей, за ремонт заплатит страховая фирма.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно