Творец имеет Право

   
   

О НЕОБХОДИМОСТИ легального использования художественного произведения заговорили вслух сравнительно недавно, ибо до некоторого времени считалось, что "искусство принадлежит народу", а не создателю. В этой связи возникла нужда в грамотном посреднике между художником и эксплуататором. Таковым вот уже десять лет является РАО (Российское авторское общество). Правовая основа деятельности которого - принятый в 1993 г. "Закон об авторском праве и смежных правах". Приняв эстафету от предшественника - ВААП (Всесоюзного агентства по авторским правам), РАО плодотворно трудится по сей день. В число давних членов входят такие именитые люди, как Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Андрей Эшпай, Юрий Антонов. Сегодня РАО представляет интересы около 17 тыс. российских авторов и более миллиона - зарубежных. И все чаще авторам удается получить законно причитающиеся им деньги. Что позволяет в том числе бороться с пресловутыми "пиратами", развившими в России необычайно бурную деятельность.

О деятельности РАО рассказывает первый заместитель председателя правления Сергей ФЕДОТОВ:

- ЗАНИМАТЬСЯ сбором вознаграждения - наша прямая обязанность. Аналогичная система давно и эффективно работает на Западе, в нашей же стране она действует еще не в полную силу из-за отсутствия правовой культуры.

Регистрация объекта интеллектуальной собственности - ритуал, который большого юридического значения не имеет. Права автора появляются в момент создания произведения. Гарантии, бумага с печатью - во многом декоративный элемент. Но именно такая бумага, получаемая РАО, сыграет ключевую роль при судебном разбирательстве. В 2003 г. мы собрали около 710 млн. руб., т. е. более 20 млн. долл. Но и эти суммы не сравнить с теми, что работают в Америке и Европе. РАО не создано властями, это организация по коллективному управлению авторскими правами, которую создали сами авторы и наследники авторов, когда поняли, что один в поле не воин. Поэтому по закону членом РАО имеет право стать только автор либо наследник и никто иной. Ведь защищать в одиночку свои права сложно.

Народный артист России композитор Юрий АНТОНОВ:

- ПОСКОЛЬКУ я являюсь одновременно композитором и исполнителем, мне часто приходилось сталкиваться с нелицензионным исполнением моих песен. Особенно серьезно обстоит дело с пиратами. Композиторам и издателям, работающим в сфере академической музыки, несколько проще. Спрос на их произведения сравнительно небольшой, но стабильный. А те, кто всерьез увлекается классикой, чаще заинтересованы в приобретении лицензионной продукции с полной информацией о произведениях, композиторах, исполнителях. В эстраде же огромную роль играет мода, поэтому пираты спешат вовремя "сорвать куш".

Долгое время самого понятия об авторском праве у нас не было. Никому не приходило в голову, что это интеллектуальная собственность. Поэтому сегодня нарушение авторских прав - не исключение, а правило. Пиратская продукция выходит у нас рекордными тиражами. Проблема ведь не в том, чтобы закатать в асфальт очередной пиратский тираж, а в том, чтобы научить производителей уважать закон. Надо, чтобы владельца завода первым делом интересовали лицензия, подписи РАО и автора, а уже потом та или иная сумма.

Смотрите также: