ДОМ художника на Крымском Валу и в обычные дни может считаться рассадником богемы и высокой духовности. Но во время работы международной ярмарки "АРТ-Москва" концентрация мудрых бородачей с трубками и томных худосочных юношей (девушек?) зашкаливала все мыслимые пределы. Кучи и кучки подобных персонажей дефилировали между предметами и изображениями предметов и людей малопонятного назначения, обмениваясь уж совсем непонятными, но, скорее всего, потрясающе умными словами.
ЧЕСТНО говоря, такого лоскутного одеяла мне не приходилось видеть давно. Оно и понятно: это не выставка, а ярмарка, и главные участники не художники, а галереи. Дикая чересполосица, чудовищная мешанина, сапог всмятку, что лишний раз доказывает глубинное родство поп-арта и городской помойки. Положение несколько спасает размер ярмарки - почти весь ЦДХ забит художественными артефактами "АРТ-Москвы", и это внушает если не уважение, то задумчивость. В принципе пестрота настолько убойна, что достигает даже некой внутренней гармонии. Например, кислотный прохвост и мистификатор Энди Уорхолл по соседству с неплохим живописцем, главным митьком Дмитрием Шагиным - такое сочетание само по себе является смелым концептуальным артпроектом. Как минимум ничуть не хуже произведения Александра Косолапова, присобачившего головы мультипликационных Микки и Мини Маусов к телам мухинской скульптуры "Рабочий и колхозница". Или диптих Ольги Тобрелутс - почти возрожденческие Адам и Ева с головами Элвиса Пресли и Луизы Чикконе (Мадонны) соответственно.
Еще очень порадовало внимание современных художников как к обыкновенной обнаженке, так и к обнаженке сугубой, к которой, видимо, стоит отнести многочисленные ободранные трупы и кусочки нарезанных в лапшу человечков. Своего рода мостик между этими двумя обнаженками перекинула компания концептуалистов Сергея Денисова и Ивана Колесникова со своей фотоработой "Back in paradise". Голая шахидка. Из одежды на ней - лишь одноименный пояс и платочек. Рука на кнопке. Нажмет - будет гора трупов. Что и требовалось доказать.
Впрочем, иной раз наблюдать за посетителями было еще интереснее, чем рассматривать работы. Молодая молодежь, стареющая молодежь и совсем уже старая молодежь, но вся - из породы "золотой", снобила вовсю, лениво, но громко обсуждая галерейщиков и художников. По ушам ездили выражения "экзистенциальный кризис", "спонтанная апперцепция" и нечто вроде "трансцендентный реализм". Случайно услышав совсем уж кадаврическое сочетание "ментальная парадигма", я содрогнулся и отчалил к месту проведения акции-дискуссии "Пушкин и разумная действительность", в которой, согласно программке, участвовал "батя московского концептуализма" поэт Дмитрий Пригов. Но погоня за знаменитыми "приговенными" выкрутасами и парадоксами оказалась бесплодной. Вялые бородачи скучно и занудно выясняли провокационный, по их мнению, вопрос: был ли Ленин "спонтанным кубистом"? Невольно вспомнился один мой знакомый (шизофреник), который как-то раз, здорово поддав паленой водки, на полном серьезе объяснял, что "до 1917 г. не было ничего, и только дух Ленина носился над бездной. Луначарский же был хитрее всех зверей полевых..." - дальше, ей-богу, не помню, но оцените масштаб.
По словам организаторов, ярмарка является вполне коммерческим предприятием: скажем, в прошлом году одну из работ купили за 500 тыс. долл. Это, наверное, очень хорошо - ярмарка растет, привлекает западных галерейщиков, способствует развитию и раскрутке отечественных проектов... Но почему-то выходит так, что современное искусство не привлекает здоровых людей. Да и "безуминка" людей искусства кажется вялой, надуманной и выхолощенной.
Смотрите также:
- Михаил Сатаров: "Сейчас и дерьмо в банке за 80 тысяч у. е. покупают" →
- МУЗЕЙ САДОМАЗОХИЗМА →
- Вечность в красках →