Приближенные, но равноудаленные?

   
   

C ИНТЕРЕСОМ читаю, когда вы пишете, что и кому Юрий Лужков дарит за особые заслуги перед городом. С одной стороны, он делает правильно. Центр оперного пения Галины Вишневской, Дом музыки на Красных Холмах, галереи разные появились именно потому, что мэр нашел на это средства. Скоро построят телевизионную школу Владимиру Познеру, Центр кино Эльдара Рязанова, Театр песни Людмилы Рюминой. Слышал про ледовый клуб Ирины Родниной и учебный хоккейный центр Владислава Третьяка. Но, с другой стороны, по какому принципу отбираются люди, которых нужно поощрять и которые достойны того, чтобы при жизни получить заведения имени себя? В это самое время стоят и требуют ремонта давно известные театры, музеи и библиотеки...

М. Х в о с т о в

ГОРОДСКИЕ власти гордятся тем, что в разной форме поддерживают людей культуры и искусства. Они время от времени строят им новые здания, реставрируют старые. В них открылись и открываются новые театры и культурные центры, музеи современного искусства и галереи. Правда, одновременно с новыми сценами и залами в театрах заработали магазины и рестораны, культурные и музыкальные центры обзавелись гостиницами и залами для бизнес-конференций, к галереям пристраивают офисы и гаражи, в ледовых дворцах и спортивных школах открываются дорогие фитнес-центры. Таким образом на свет появились Дом музыки на Космодамианской набережной, некоторые галереи народных художников, Культурный центр Союза театральных деятелей на Страстном бульваре, Центр им. Мейерхольда на Новослободской (фото 1). Кинотеатр "Уран" на Сретенке стал Театром-школой современного искусства Анатолия Васильева (фото 2). Недавно отремонтировали кинотеатр "Прогресс" - теперь это театр под руководством Армена Джигарханяна (фото 3). Сейчас на реконструкцию закрыт кинотеатр "Казахстан" - в следующей жизни он станет Центром кино Эльдара Рязанова. Под театр народной песни Людмилы Рюминой (фото 4) в скором времени переоборудуют кинотеатр "Украина".

Что касается "давно известных театров", то на них денег найти труднее, поскольку эти средства - из городской казны. И из года в год в разных постановлениях идет речь о необходимости увеличения выделяемых на реконструкцию средств. (В качестве примеров можно привести "ремонтные" истории театров им. Моссовета, им. Гоголя, на Малой Бронной, некоторых др.) Но этого недостаточно: деньги на учреждения культуры "с нуля" найти легче. И причин тому несколько. Времена, когда возрождение театров и строительство новых концертных залов и галерей было неприбыльным бизнесом (и вообще не бизнесом), безвозвратно прошли. Сегодня строительные фирмы сами борются за имена известных людей. Объекты культуры теперь интересны не только своим репертуаром, но и именем художественного руководителя, которое чем известнее, тем больше стоит. Так, торговый центр при Культурном центре Союза театральных деятелей на Страстном бульваре приносит своим владельцам больше прибыли, чем ему подобный, но без культурной нагрузки. А номера в отеле с видом на Дом музыки стоят дороже, чем такого уровня в других уголках центра Москвы.

Но думать, что деятели культуры по этому поводу "в шоколаде", все же не стоит. Во-первых, в новых зданиях трудовые коллективы такие же голодные, как и их коллеги, до которых культурно-строительный прогресс пока не дошел: работники некоторых художественных галерей и культурных центров время от времени жалуются на крошечные муниципальные зарплаты. А во-вторых, от шикарных зданий учреждениям культуры перепадают крохи: соотношение творческих площадей и пристроившихся к ним коммерческих метров в целом по городу примерно один к пяти. Так, например, телевизионной школе Владимира Познера из всего построенного на Малой Дмитровке достанется 10%. Самый большой кусок в 70% площадей получит инвестор-строитель, остальное перейдет городу. За малую сцену и художественные мастерские "Современника" под культурно-деловой комплекс будет перестроено историческое здание по Чистопрудному бульвару. А Театру п/р О. Табакова в многофункциональном комплексе на улице Гиляровского, который будет построен года через полтора-два, перепадет в управление 30% общей площади и 20% подземного гаража-стоянки, все остальное - в собственность инвестору. Получается, что имя стоит дорого, но зарабатывают на нем не только те, кто им владеет.

Смотрите также: