Подвиг от сих до сих

   
   

Подвиг девочки в "Трансваале" вызвал цепную реакцию: дети стали спасать друг друга

Герой - понятие круглосуточное

Разных премий и наград сегодня несколько сотен

ПОСЛЕ февральской трагедии с "Трансваалем" все обсуждали историю про то, как 8-летняя второклассница спасла трехлетнего ребенка, час удерживая его на руках. Бесспорно, это был подвиг. А можно ли назвать подвигом действия спасателей, которые ликвидировали последствия теракта в столичном метро и обрушения в аквапарке? Нужно ли давать правительственные награды за то, что человек четко выполнил свои должностные инструкции? Героями можно назвать, наверное, и всех остальных, кто оказался на месте катастрофы и пережил все ее ужасы. Где грань между героизмом и работой, пусть и очень опасной?

Спасать заразительно

СПАСЕНИЕ чужой жизни в ущерб своей собственной считалось делом, достойным подражания. Но времена, когда общественное ценилось превыше личного, хоть и длились долго, но все же прошли. И все чаще многие из нас думают: а что будет, если помочь кому-то? Как поступок оценят? И стоит ли вообще рисковать? Ведь неизвестно, принесет ли совершенное славу и деньги. Истории про то, как пожарные приезжают по вызову и, вместо того чтобы тушить огонь, выносят все, что еще не сгорело, к сожалению, имели место. Время подпортило имидж каждой "героической" профессии: и спасатели, и милиционеры прославились отнюдь не героическими поступками.

Восьмилетняя Саша Ершова под обрушившейся крышей в "Трансваале" держала трехлетнюю Машу Гаврилову на руках, хотя одна у нее была сломана. Ее поступок отметили медалью "За спасение погибавших" (награда за спасение на воде, под землей, при тушении пожаров и во время стихийных бедствий). Потом рассказывали, что это самая обычная девочка. И экстремальная ситуация позволила ей всего лишь проявить решительность и смелость. В повседневной жизни поводов показать, на что ты способен на самом деле, гораздо меньше. Что интересно, истории про спасение на водах "прокатились" по России. Подростки доставали тонувших малышей. Например, в Можайском районе Подмосковья 13-летний мальчик спас 10-летнего, а в Новосибирской области 16-летний молодой человек - малыша. Почему они прыгали в воду, не думая? Психологи говорят, что все дело в том, что этих детей нормально воспитывали: любили, заботились о них, говорили много добрых слов.

Ненормальные?

ПОЧЕМУ мы сомневаемся, можно ли назвать подвигом выполнение спасателями своей работы после взрыва в столичном метро и при обрушении крыши аквапарка? Нужно ли было давать им правительственные награды? В историях с "Трансваалем" и терактом в метро - да. Орден Мужества достался полковнику ГО и ЧС Сергею Кавунову. Он ехал в метро как обычный пассажир, то есть по сути не был в этот момент на работе. Но первым организовал спасательные работы, поскольку оказался в соседнем вагоне с тем, в котором произошел взрыв. Вместе с ним были награждены другие спасатели и обычные москвичи, кто оказывал посильную помощь. Полковник же, строго говоря, перевыполнил должностную инструкцию. Хотя, может быть, в этом все дело? Многие из нас так часто оглядываются на то, что они должны делать и чего не должны, боятся взять на себя не то что лишнюю ответственность - даже ту, что им положена по должности. Поэтому героев так мало, а те, что есть, работают ими круглосуточно.

Интересно другое: в спасатели, пожарные и милиционеры не идут нормальные люди, считают психологи. Можно ли биться в дверь, за которой сильный пожар, или двигаться по тоннелю, полному угарного газа? Можно ли взбираться по лестнице, которая вот-вот рухнет, или разбирать завалы, до конца так и не обрушившиеся? Некоторые так поступают почти каждый день. И это все равно что бросаться с гранатой на танк, потому что с точки зрения жизни в другое время суток - это ненормально. Например, пожарный на работе - это один человек. И он уже не похож на себя самого, накануне вечером читающего газету. Его сознание как бы раздваивается. И нормально, если он способен контролировать свои обратные "превращения" из героя в обычного человека. С неспособностью делать это связаны все профессиональные синдромы: афганский, чеченский и пр. Поэтому в "героических" профессиях так много людей, прошедших горячие точки и отслуживших в армии. Они умеют быть героями.

Почем награда для героя

СЕГОДНЯ медаль можно получить даже за то, чего не делал. Например, в одном российском городе случился взрыв в шахте. На разбор приехала комиссия из Москвы. И в полном составе получила на грудь "бирюльки" за успешную помощь в ликвидации ЧП. Отсюда сомнения простых людей: правда ли люди, получившие награду, ее заслужили? Возможно, они лишь проходили мимо, когда другие спасали.

К тому же значение подвига в нашей жизни (и последующее награждение за поступок) понизили бесчисленные награды и премии. Точно никто не считал, но их количество уже не укладывается в одну сотню. Стало хорошим тоном в светской тусовке учреждать премии или покупать их по сходной цене. Так, между многими компаниями принято награждать друг друга в дни рождения и накануне праздников, поощрять специально учрежденными премиями пул инвесторов, круг попечителей и близких друзей. Перечислять их названия не имеет смысла, потому что об этих местечковых праздниках знают в основном те, кто награждает. А также те, кого награждают. И с этим ничего не поделаешь. Ко многим недавно придуманным премиям кроме медалек полагаются большие суммы денег: размер зависит от благосостояния компании и может достигать 50 тыс. долл. Это в том числе девальвировало понятие награды.

Да, время вносит коррективы и изменяет (иногда до неузнаваемости) значение важных вещей. Некоторые считают подвигом жить на одну зарплату врача или учителя вдвоем с ребенком. Для кого-то подвиг - делать сбережения с пенсии. А для кого-то подвиг - работа, достойная подражания.

Смотрите также: