В ОДНОЙ московской школе третьеклассник подарил девочке дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание: зачем-де баловать ребенка большими суммами денег? "Сын ведь снялся в телевизионной рекламе, - ответила та, - и вся наша семья уже третий месяц живет на его деньги".
ЭТУ историю в качестве показательного примера приводит кандидат психологических наук Анна Фенько. Объект ее исследований - психология денег. В том числе - отношение к деньгам современных детей и проблемы пропаганды здорового экономического поведения.
Шок по-нашему
МОСКОВСКИЕ психологи установили: тема денег в данный момент представляет собой одну из болевых точек нашего массового сознания. Причем если у взрослых отношение к ним по-прежнему неоднозначное (сказываются десятилетия идеологической обработки, нравственные установки: деньги - это грязь, нечто непристойное), то юное поколение демонстрирует трезвый и реалистичный подход. "В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти", - написала отличница 10-го класса одной из столичных школ, где ученикам предложили сочинение на тему "Роль денег в нашей жизни". Шоком для педагогов стала и такая фраза: "Человек всегда стремился к обогащению: чем у него больше богатства, тем он хочет еще больше. Вся сегодняшняя жизнь пропитана деньгами и ложью".
Да, столичные тинейджеры гораздо лучше приспособлены к условиям рыночной экономики, чем их родители. Опросы показывают: многие школьники способны четко объяснить, что такое дефолт, МВФ и НДС. Знают, какой курс доллара и евро. Вот еще пара случаев из школьной практики. Старший мальчик отнял у первоклассника 12 руб. Обиженный нанял двух третьеклассников - дал каждому по 50 руб. за то, чтобы те избили хулигана. Другого школьника публично оскорбил одноклассник. Конфликт удалось замять благодаря материальной компенсации за "моральный ущерб". Обе стороны остались довольны сделкой. Откуда взялся этот прагматизм? "За последнее десятилетие выросло целое поколение детей, которое ничего, кроме кризиса, не видело. Денежные реформы, бешеная инфляция, стремительное обнищание одних и финансовый взлет других - все это происходило на их глазах и стало своего рода нормой, точкой отсчета, - поясняет Анна Фенько. - Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые. Но тут ничего странного нет. Главная задача детства - вписаться в мир. Легкость установления контакта со средой присуща детям по их природе".
Родительские напутствия
ВЗРОСЛЫХ же эта легкость пугает. "Поколение циников", - ставим мы свой штамп. На практике почти всем родителям приходится решать морально-этическую проблему отношений отцов и детей, когда речь заходит о карманных деньгах. Кто-то считает, что "деньги испортят ребенка", и не дает чаду ни копейки. Кто-то воспринимает текущие карманные расходы ребенка как некую подачку, самый простой и удобный способ "отделаться" от него, а заодно от своих обязанностей воспитателя. Наконец, третьи предпочитают не снабжать детей определенной, четко оговоренной суммой, а вводят систему поощрений и наказаний рублем.
"Это в корне неверно, - утверждает Фенько. - Выклянчивая у родителей деньги своим примерным поведением, ориентируясь на их настроение и самочувствие, ребенок усваивает рабскую психологию просителя и приспособленца, а отнюдь не учится рыночным добродетелям - соблюдению контракта, умению планировать расходы и т. д."
Исследования ученых показывают, что некоторые психические отклонения - клептомания, патологическая скупость или расточительность, страсть к азартным играм или покупкам - корнями уходят в семейные проблемы. Многое зависит от так называемых родительских напутствий, установок, которые могут исказить нормальное восприятие действительности, а в зрелом возрасте - привести к неадекватному поведению. Например: "Моя мама говорила, что только бедняки попадут в рай". Или: "Мой отец учил, что разбогатеть можно только нечестным путем".
Халявы, сэр!
МАЛО кто сомневается, что в цивилизованной стране должно быть всеобщее медицинское обслуживание и хорошая система образования. Но почему никто не говорит о необходимости пропаганды здорового экономического поведения? Ведь это так же естественно, как пропаганда здорового образа жизни. Можно сказать, основа стабильности общества.
Сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета провели собственные исследования - они изучали экономические установки современных москвичей. Возрастной разброс был велик - от 17 лет до 71 года. Выяснилось, что более половины жителей Первопрестольной испытывают тревогу по поводу своего финансового положения. А вот что касается отношения к зарабатыванию денег и их тратам, то здесь все зависит от возраста. Те, кому за 35, предпочитают тратить меньше, а зарабатывать больше. Москвичи помоложе выбирают модель западного потребительского общества: много зарабатывать - много тратить. А вот среди самой молодой группы опрошенных (от 17 до 24 лет) велик процент тех, кто настроен жить "на халяву" - много тратить, самому ничего не зарабатывая.
И эти настроения в основном характерны для девушек. Психологи видят тому две причины. Во-первых, в столице возрождается патриархальная модель семейного уклада, когда женщина сидит дома и ведет домашнее хозяйство. Во-вторых, молодежь в большей степени, чем взрослые, подвержена влиянию рекламы. А та с утра до вечера призывает к одному - тратить, тратить и тратить... "Таким образом мы имеем дело с однобокой пропагандой потребительского образа жизни. А реалистического отношения к деньгам и денежным вопросам у молодежи не формирует никто - ни семья, ни школа, ни общество", - подводит итог Анна Фенько.