Защита хуже нападения

   
   

СЕГОДНЯ у каждой сколько-нибудь денежной фирмы - будь то банк или строительная корпорация - существует внутренняя служба безопасности. Cпектр "заботы" этих структур очень широк: проверять сотрудников, подслушивая и подглядывая за ними; давить на конкурентов, собирая компромат; устранять помехи разными способами, самый мягкий из которых - запугивание... Так вот, ничего этого службы безопасности НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ДЕЛАТЬ. Более того, само их существование, оказывается, незаконно.

Виктор ИЛЮХИН, зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности:

- Я НИКОГДА не соглашусь с тем, чтобы наделять частные структуры правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. Это прерогатива государства. Да, в некоторых странах к такой деятельности допускаются частные сыщики, но у нас свои особенности. Мы едва контролируем оперативные службы МВД, ФСБ. А если за это возьмутся частные структуры, то обычный гражданин вообще не будет защищен от вмешательства в личную жизнь. Как выход: частным сыщикам надо создавать свою вертикаль вроде профсоюза. Такую организацию, которая не посягала бы на независимость фирм и права граждан.

СВБ атакуют

МЕЖДУ тем службы внутренней безопасности (СВБ) процветают и множатся, осуществляя функции разведки, контрразведки, а подчас и гестапо. Приходилось сталкиваться с представителями этих структур и нам, журналистам "АиФ-Москвы". Например, мы опубликовали статью об одном крупном банке и о том, как нечестно он ведет дела. Едва номер газеты поступил в продажу, в редакции уже сидел вежливый человек с лицом, на котором явно читалось кагэбэшное прошлое, и пытался выяснить, каким образом появилась статья. Убедившись, что мы не готовы к сотрудничеству, гость удалился, но зато на следующий день начались звонки от "доброжелателей" с угрозами в адрес журналиста - автора публикации. В другой раз представители СВБ (рангом пониже, видимо, из разжалованных милиционеров) явились после материала о вырубке леса при строительстве в одном из районов Подмосковья. Об этом возмущенно написал наш читатель. Служба безопасности фирмы, виновной в вырубке, отреагировала мгновенно. Мужики пришли в редакцию требовать автора. Оказывается, они уже провели собственное расследование. Выяснили, где человек работает (!), где прописан. Но найти автора не удалось, потому что он ушел в отпуск и жил у родственников. И, когда все-таки разговор состоялся (по телефону), человеку стали угрожать. Угрожать за то, что он НАПИСАЛ ПРАВДУ. Хорошо, что читатель догадался включить магнитофон и записать эти угрозы на пленку. Поняв, что прокололись, незваные гости оставили нас в покое. Самое интересное: и в первом, и во втором случаях мы предлагали неоособистам обратиться в суд, если они не согласны с публикациями. Но у эсвэбэшников свои представления о "законных" методах работы. Им суд не нужен. Им нужно "разобраться" с авторами.

"Нынешние неоособисты пользуются любыми средствами, - говорит Владимир Барышев, президент общественной организации "Объединение частных детективов России". - Наружное наблюдение, прослушивание телефонов, перлюстрация почты, обыски, допросы. Все это - оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Но право на них имеют только государственные органы в определенных законом случаях. Что касается СВБ, то лицензию на частную детективную деятельность может получить только физическое лицо. Службы внутренней безопасности таковыми не являются - они лишь структурные подразделения своих фирм вроде команды уборщиц, например".

Где же закон?

В ЗАКОНЕ о частной детективной и охранной деятельности в РФ, принятом 12 лет назад, СВБ упомянуты в ряду с частными охранными предприятиями (ЧОПами) и частными детективами. Закон писался с чистого листа, и там под одной крышей оказались очень разные соседи. Они явно мешают друг другу, давно нуждаясь в расселении. Например, СВБ и ЧОПы предлагают на рынке сыскные услуги, не имея на это прав.

Помимо этого в Москве еще 600 организаций правоохранительной направленности ведут такую же незаконную сыскную деятельность.

Давайте разберемся в этих структурах. Задача охранников - всего лишь стоять на посту при доверенном объекте, будь то президент фирмы или магазин канцтоваров. Частные детективы (в Москве выдано 132 лицензии на занятие частной детективной деятельностью) проверяют платежеспособность претендентов на кредит, благонадежность новых сотрудников, ищут пропавших людей. Между тем частные детективы уверены, что могли бы быть полезнее, разгрузить следственные органы, освободив их от работы по множеству экономических дел. "И совсем другое дело - службы внутренней безопасности различных фирм, - говорит Валерий Шестаков, эксперт Комитета Госдумы по безопасности. - 1 июля 2002 г. вступил в силу Кодекс по административным правонарушениям. В нем СВБ не упомянуты. Однако они существуют. Поэтому нельзя бесконечно откладывать принятие нового закона "О частной детективной и охранной деятельности", который бы четко определил санкции за грубое вмешательство в личную жизнь граждан и деятельность различных предприятий". А пока такого закона нет, неоособисты будут отрабатывать заказ хозяина. Любыми методами.

Смотрите также: