У НАС в редакции снова кипят страсти. На сей раз за круглым столом для обсуждения насущных проблем встретились сотрудники охранных фирм, чтобы обсудить весьма животрепещущую для них тему: "Современное состояние и перспективы использования оружия частными охранными предприятиями и службами безопасности при охране объектов и физических лиц". А отвечать на возникшие в ходе обсуждения острые и порой нелицеприятные вопросы к Министерству внутренних дел пришлось присутствовавшему на встрече Александру Аршинову - замначальника отдела организационно-методического обеспечения деятельности ОВД по выполнению Закона о частной детективной и охранной деятельности Управления лицензионно-разрешительной работы ГУООП МВД РФ.
КРИМИНАЛЬНАЯ ситуация в стране оставляет желать лучшего. И вопрос защиты личности и имущества становится все актуальнее. Безусловно, охранный бизнес в России состоялся. Частные охранные структуры представляют собой определенную сдерживающую криминал силу. Но частные охранники, которые призваны защищать и оберегать, порой связаны "по рукам и ногам" многочисленными приказами и инструкциями. В том числе касающимися использования оружия. Документы эти в теории, может, и хороши, а вот на практике проявляют себя не всегда удачно.
Юрий ЛЕВИЦКИЙ, "Аргус":
- Сегодняшняя тема обсуждения для нас сверхактуальна. Особенно если говорить о министерской инструкции N 288, касающейся, в частности, оружейных комнат. Этот документ, безусловно, шаг вперед. Он уходит от декларирования и в то же время носит более конкретный и четкий характер. Однако документ вызывает определенные вопросы. Например, возьмем пункт, касающийся требований к оружейной комнате: 1,5 метра от двери, пруты опять нового сечения, масса требований к сигнализации. Сколько можно переделывать эти комнаты? Из нас просто доят деньги!
Александр АРШИНОВ:
- 288-я инструкция разъясняет и детализирует некоторые аспекты оборота оружия. Да, при разработке этой инструкции были определенные недостатки. И сейчас мы ставим вопрос о внесении изменений и дополнений в этот документ.
В 1992 г. появился проект постановления правительства о специальных средствах и вооружении для частных охранников, по которому были разрешены боевое оружие ПМ (для 50% лицензированных сотрудников) и гладкоствольные охотничьи ружья. А чуть позже были определены характеристики служебного оружия, пользоваться которым предоставил право Закон об оружии, принятый в 1993 г., в разработке которого МВД принимало непосредственное участие. В 1995 г. отечественная промышленность приступила к серийному выпуску служебного оружия, и мы подготовили указание о переводе вооружения частных охранных предприятий на него.
Сейчас нас упрекают в том, что мы ограничиваем охранные структуры в оружии, разрешая служебное только для половины лицензированных сотрудников. Но, как показывает практика, на 200 тыс. охранников приходится 82 тыс. единиц служебного и гражданского оружия. Из них служебного - 42 тыс. То есть служебным вооружено даже не 50, а лишь 25% персонала. Выходит, нормы, установленные министерством, вполне достаточны.
Кроме того, мы проанализировали зарубежный опыт вооружения частных охранников. Например, в США в сфере охранного бизнеса вооружены всего 10% охранников. Причем американский охранник должен носить оружие открыто, в отличие от нашего. А немецкий охраняет с оружием только особо важные объекты.
Как видим, российские охранники вооружены больше, чем какие-либо другие. Однако в течение 1999 г. в деятельности
ЧОПов было выявлено почти 20 тыс. нарушений, за которые было аннулировано более 7 тыс. индивидуальных лицензий, прекращена деятельность почти 1300 охранно-сыскных предприятий, привлечены к уголовной ответственности 125 человек, а к административной - более 2,5 тысяч. За 1998-1999 гг., несмотря на контроль руководства фирм, было утрачено и похищено более 1260 единиц огнестрельного оружия.
Вячеслав ПОКАСАНОВ,"Карат-Вымпел":
- Сегодня частным охранникам невозможно соперничать с милицией. Почему охраннику нельзя работать по совместительству, а милиционеру можно? Почему милиция охраняет коммерческие структуры? Идешь по улице ночью - милицию не встретишь, зато человек с автоматом, в бронежилете и государственной форме охраняет все крупнейшие офисы и банки. Личную охрану, которую нельзя нести охранным предприятиям, несут также сотрудники милиции. Мы же ваши помощники. На координационных советах в МВД и ФСБ мы даем информацию. По ней заводят уголовные дела. А шагов нам навстречу нет. Вот, например, в Восточном округе Москвы есть начальник разрешительной системы полковник Малыхин. С ним очень сложно работать. Потому что для него лучший результат работы - вообще закрыть то или иное предприятие. Но если негосударственные структуры безопасности создали, надо повернуться к ним лицом. Помогите нам. Давайте вместе будем работать!
Евгений ЗАОСТРОВЦЕВ, "Форт Секьюрити":
- По закону частный охранник имеет право применить огнестрельное оружие, во-первых, если его жизни угрожает непосредственная опасность, во-вторых, если на охраняемую собственность совершается вооруженное или групповое нападение. Но что ему делать, если он стоит на посту и видит: убивают человека? Применить оружие по закону не может. Видно, он написан из опасения, что частные охранники перестреляют пол-России.
Проблема еще и в том, что такой категории, как телохранитель, нет. Я преподавал несколько лет в школе безопасности предпринимательской деятельности в Одинцово. И мне задали вопрос, как поступить в следующей ситуации. Телохранитель идет вместе с бизнесменом. В это время из кустов выскакивает верзила, стреляет в бизнесмена: мимо. Сейчас произведет второй выстрел. Но жизни охранника при этом не угрожает никакая опасность. Что делать? И мы отвечали: "При объяснении в милиции или прокуратуре пишите, что у вас была полная уверенность, что стрельба шла по вам".
Мы пригласили к нашим слушателям начальника отдела боевой подготовки президентской охраны. Он проработал у нас ровно месяц и сказал: "Я не знаю, как спасти жизнь человека, если его охраняют всего лишь 2-3 сотрудника. Я привык к иным условиям - два батальона, перекрытая трасса, вертолет, машины и т.д.". То есть для частных охранных предприятий необходимы специальные методики. Тем более что если говорить о перспективах развития охранных предприятий, то будущее не за охраной объектов, а за охраной личности.
Сергей ШЕВЧЕНКО, Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности:
- Ныне действующий закон, а также законопроект 1997 г. противоречат закону о лицензировании отдельных видов деятельности (где четко прописано, что лицензию выдают только юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям). На каком основании охранник и детектив, работающие по трудовому договору, получают лицензию? Ведь они должны получать лицензию только на ношение и хранение оружия.
Александр АРШИНОВ:
- Я уверен, что в рабочую группу по работе над законопроектом при Комитете по безопасности войдут и представители охранных структур. Кстати, уже над прежним законопроектом трудилась рабочая группа, куда входили около 20 человек из охранных структур.
Дмитрий КАПЛИН, "Рик Плюс":
- Предлагаю в будущем перед принятием любого решения нами обязательно консультироваться с охранными структурами, потому что мы заинтересованы в государственном подходе к этому делу.
Николай РОДИОНОВ, "Щит столицы":
- Хотелось бы еще поднять вопрос о статусе сотрудников охранных структур. Приведу пример. Мы проводили совместное патрулирование с милицией, осматривали дома, подвалы. Поскольку сотрудников милиции не хватает. Наши охранники знают, как задерживать, как досматривать и т. д. Но нашим людям постоянно говорили: "Кто ты такой? Охранник? Ну вот иди и охраняй". Если к нам такое отношение со стороны органов внутренних дел, то как же мы можем с ними взаимодействовать?
Валерий МАКАРОВ, "Шериф":
- Я член рабочей группы по разработке закона о частной охранной и детективной деятельности, член координационного совета при ГУВД и консультативного совета при ФСБ, а также вице-президент Лиги предпринимателей и руководителей предприятий безопасности. Мы долго пикировались с МВД из-за запрещения называться телохранителями. В конце концов мы пошли навстречу и отказались от понятия "телохранитель". Затем мы добивались, чтобы в закон вошло право применения оружия при охране жизни и здоровья. Но вневедомственная охрана в проекте своего закона написала, что защита жизни и здоровья с оружием - это их прерогатива. Кроме того, в проекте написано, что вневедомственная охрана хотела бы осуществлять контроль за частной охранной деятельностью.
Таким образом, в ряде положений просто нет логики. Вот еще один пример: для работы охранником установлен возрастной ценз - 21 год . Представьте себе, парень закончил школу, пошел во внутренние войска, воевал в Чечне, демобилизовался. И ему еще год нельзя быть охранником, хотя он уже получил боевой стаж.
Поэтому в ходе работы нашей группы над законом мы договорились: как только закон будет принят, группу не распускать, а продолжать работу с подзаконными актами МВД. Осмыслить их с точки зрения практики и исправить существующие сегодня недостатки.
НЕ ОСТАЛИСЬ равнодушными к обсуждению и другие присутствовавшие за круглым столом гости - Салих ХАМРАКУЛОВ ("Форт-нокс"), Виталий НОВИКОВ ( "Гвардия плюс"), Геннадий ГУДКОВ ("Оскорд"), Эдуард КАЦЮБА ("Квант-В"), Вадим ДАНИЛОВ ("МИГ") и Юрий СЛЕПЦОВ ("Бастион"). Разговор коснулся самых разнообразных наболевших проблем. В частности, использования далеко не самых мощных видов оружия, которые разрешены охранникам. С таким оружием, предназначенным в основном для обороны, трудно противостоять криминалу, использующему для нападения лучшие современные стволы. Раздавались даже реплики, мол, почему бы охраннику не разрешить пользоваться на службе своим личным оружием.
Живой отклик у присутствовавших вызвало также обсуждение, как быть охраннику с оружием, выезжая, например, в командировку. Ведь по закону об оружии частные охранные предприятия и службы безопасности могут действовать только в пределах региона, где они должны иметь оружейную комнату. А если человек едет семь суток на транспорте, сопровождая, например, инкассацию? Какая в этом случае может быть оружейная комната? Чтобы урегулировать этот вопрос, нужны соответствующие изменения в нормативных документах.
В финале дискуссии представители охранных фирм высказали надежду, что охранный бизнес превратится наконец в уважаемого партнера органов внутренних дел.
А недавно в мире охранного бизнеса появилось новшество. С 1 марта фирма "Шериф" открыла в Интернете газету (www.ОХРАНА.ru) по вопросам безопасности, на электронных страницах которой начавшийся в "Разборе" разговор наверняка продолжится.