Где живет "Боярыня Морозова"

   
   

СЕЙЧАС в Третьяковской галерее больше всего посетителей - каникулы у школьников, разгар сезона у иностранных туристов. Решила приобщиться к прекрасному и я.

Старики-не-разбойники

"ВЫШЕ, немного выше! Тяни ее налево!" - двое мужчин поднимают на руках одну из знаменитых картин Третьяковки "Самосожжение Геркулеса". Но, в отличие от киношных стариков-разбойников, они вовсе не собираются красть шедевр. Их задача - вернуть на место полотна, которые были вынесены из залов на время ремонта. Рабочие аккуратно ставят гигантскую картину на подъемник, части которого обмотаны мягким материалом - чтобы не поцарапать раму. Сотрудник, любовно обнимая и поддерживая шедевр, поднимается вместе с ним на нужный уровень. Потом тонкие, но прочные стальные шнуры карабинами "цепляют" задник картины.

Последнее усилие - и картина возвращена зрителям. Осталось выровнять раму относительно соседей - портрета гетмана Разумовского, "Натюрморта с голубями и попугаями" Иоганна Гроота и живописного полотна "Дедал и Икар". Гуляя по галерее, вы наверняка обратили внимание, что некоторые картины закреплены с наклоном. И это не оплошность. Крупные картины всегда немного наклонены в сторону зрителей, иначе по верхней их части бегают блики. Положение рамы подбирается тщательно - так, чтобы свет лежал на полотне равномерно.

Черные дыры

ГЛАВНАЯ проблема Третьяковской галереи - обилие посетителей ("Дай бог каждому музею такие проблемы", - шутят служители). Паркетные полы приходится менять каждые два года! А в некоторых залах - еще чаще. Пол портят не только шаркающие башмаки, но и реагенты, которыми зимой поливают улицы. Поэтому в музее на холодный сезон всех посетителей обувают в одноразовые бахилы. Сейчас обсуждается новая идея борьбы со "стоптышами". Может быть, в узких переходах старого здания, где уже через несколько месяцев после ремонта на паркете начинают чернеть пятна, появятся мраморные плиты-переходы, как в лондонской National Gallery.

Особенно сильно стерты полы в зале Верещагина. Кажется, черная дыра вот-вот образуется у картин "Смертельно раненный", "Последняя служба". Иностранцы, как рассказывают служители, надолго замирают у "Апофеоза войны" и вздыхают: "Неужели этот художник никогда не видел Дали?" Не меньшее впечатление на посетителей производят и рамы. Мало кому известно, что в их создании участвовал сам художник. Например, надпись на раме над картиной "Смертельно раненный", сочиненная Верещагиным, гласит: "Убили, братцы, убили! Ой, смерть моя пришла!".

В Третьяковской есть специальная мастерская, которая занимается восстановлением старых рам. Отбитые кусочки делают из того же материала, что и сами рамы. Гвоздиками к остаткам пострадавших частей прибивают кусочки цельного дерева. А потом мастер выпиливает новые завитушки, угадывая линии орнамента по сохранившимся участкам. "Чем наша работа незаметнее, тем она лучше, - улыбается мастер Владимир Клепов. - Для посетителей рама после ремонта должна выглядеть как старая". Зато заметно посвежевшими возвращаются картины из реставрационных мастерских. Сейчас мастера трудятся над академическим рисунком молодого Репина, хранившимся в запасниках галереи. Когда-то его, вероятно, порвал сам автор - он ему чем-то не понравился. Рисунок уже сняли с некачественного картона, на который он был наклеен, и теперь произведение распрямляется под гигантским прессом. Идет работа и над портретом Зинаиды Гиппиус художника Бакста. Он не раз менял свой замысел: расставлял куски, слоями клеил бумагу. В результате те части, которые были смазаны клеем, остались белыми, а остальные - стали коричневыми. Сейчас рисунок снят со старого картона.

Экскурсию по залам и мастерским для меня проводила главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева. И я не могла не задать вопрос:

- У музея огромные запасники, но экспозиция не расширяется?

- Площадей для того, чтобы показать все достойное, не хватает. Есть проблемы с использованием здания на Крымском Валу - советского долгостроя (возводилось около 25 лет). В Москве то снег, то дождь. А залы должны быть герметичны. Бывают неурядицы с большими окнами и стеклянным потолком: сложно регулировать освещенность и влажность, обустраивать экспозицию в соответствии с внутренней структурой здания. Надеюсь, что к 150-летнему юбилею галереи, который будет в 2006 г., у нас появится новое здание на Кадашевской набережной с экспозиционной площадью в 9 тыс. м2. Там найдется место для произведений древнерусского искусства, скульптур, хранящихся в запасниках, небольшой коллекции мебели. Там же хотелось бы показывать новые проекты. Идеи появились после посещения лондонской Tate Modern. Создатели этого музея отказались от хронологического принципа: в одном зале могут соседствовать голландский натюрморт ХVIII века и суперсовременная картина-экран, показывающая фильм о разрушении корзины с фруктами. Нам тоже нужны эксперименты с пространством, цветом и светом. Одним из размышлений на эту тему станет выставка "Бубновый валет", которая в ноябре приедет из Петербурга в галерею на Крымском Валу.


НАША СПРАВКА

КОЛЛЕКЦИЯ Третьяковской галереи составляет около 140 тыс. единиц хранения. Из них около 15 тыс. - живопись, 4,5 тыс. - иконы и произведения древнерусского искусства, более 76 тыс. произведений графики, более 4,5 тыс. произведений скульптуры.

ЗА 2003 г. было куплено 124 произведения (среди них - портрет работы Михаила Врубеля), передано в дар 1009 произведений.

ЧЕРЕЗ несколько месяцев откроется выставка пастелей: посетители смогут увидеть ранее не выставлявшиеся произведения. В феврале - марте 2005 г. пройдет ретроспективная выставка Марка Шагала из российских и зарубежных коллекций.

В ЗАЛАХ галереи поддерживается постоянная температура в 18-20 градусов и влажность воздуха около 55%. Этот режим, за которым следят специальные приборы, установленные в каждом зале музея, полезен для картин и... кожи посетителей.

Смотрите также: