Против наживы нет приема (часть 2)

Продолжение. Начало см. в "АиФ. Москва" N 31

  • Под видом домов для жителей сносимых пятиэтажек возводят элитные микрорайоны.
  • Появление новостроек часто не предусмотрено Генпланом Москвы.
  • В 80% случаев строительство не согласовывается с жителями близлежащих домов.

  • ВОЗМОЖНО, когда вы держите в руках номер этой газеты, в городе проходит как минимум один митинг протеста. И протестуют москвичи против очередного строительства вблизи их домов. Свеженькие и часто симпатичные с виду здания закрывают солнце и снижают стоимость квартир в домах, стоящих по соседству. Но новость не в том, что новостройки своим появлением уменьшают заодно и территории двориков с детскими площадками. Все больше москвичей, объединившись в инициативные группы, пытаются с подобным строительством бороться. И не тогда, когда новостройка готова и реально сделать уже ничего нельзя. Горожане пытаются заниматься профилактикой незаконного строительства. А мы следим за тем, как у них это получается.

    Зоны конфликта

       
       

    МОСКВИЧИ редко препирались с городскими властями по поводу "пятиэтажной" программы. Еще бы. Жителям ветхих, аварийных да и просто морально устаревших домов предоставляли современное жилье бoльшей площади, в большинстве случаев в пределах родного микрорайона. Скорее у властей были претензии: горожане фиктивно разводились, рассчитывая на несколько квартир, в надежде на бо`льшую площадь прописывали родственников. Но почти никогда пятиэтажники не возмущались против строительства под окнами. Ведь в большинстве случаев квартиры в новых домах были предназначены в том числе и для них.

    История со строительством в Новых Черемушках (квартал 20-21) несколько лет назад начиналась в рамках реконструкции районов пятиэтажной застройки с возведением стартовых домов. (Напомню, что к стартовым относятся лишь те, что предназначены для переселения жителей из сносимых домов.) Позже к этому адресу добавился еще один - ул. Ак. Виноградова, вл. 7-11. И хотя формально это был уже другой микрорайон (ул. Ак. Виноградова относится к Теплому Стану и расположена в десятках километров от Новых Черемушек), цели строительства какое-то время оставались прежними. А потом жильцы случайно выяснили, что "виноградовская" стройка не включена ни в Генплан Москвы, разработанный до 2020 г., ни в план развития Юго-Западного округа. И вообще, там вместо двух домов для переселенцев будет построен новый элитный микрорайон по индивидуальным проектам, включая 6 нежилых объектов на площади более 12,2 га. (Начало строительства намечено на 3-й квартал этого года.) Наверное, поэтому префектура ЮЗАО в течение 8 месяцев не могла предоставить жителям документацию, подтверждающую законность строительства микрорайона. А само по себе превращение социальной стройки в элитную, возможно, стало причиной отказа префектуры рассказать, кто именно из сносимых пятиэтажек в квартале 20-21 Новых Черемушек поедет в новые дома на ул. Ак. Виноградова, вл. 7-11. Жители Теплого Стана почувствовали неладное еще тогда, когда территорию их района только намеревались, что называется, пустить на решение проблем Новых Черемушек. Им уже тогда казалось, что строительство на ул. Ак. Виноградова, вл. 7-11, затеяно не для того, чтобы обеспечить новым жильем москвичей из сносимых домов в соседнем микрорайоне. А ради реализации коммерчески выгодного проекта элитного района без законно оформленной документации несколько тысяч жителей Теплого Стана терпеть не захотели. И вот уже почти 5 лет мешают властям приступить к строительству. В настоящее время ими в Генеральную прокуратуру России направлено письмо с просьбой проверить законность планируемого строительства на ул. Ак. Виноградова.

    Искать защиты у Генпрокуратуры стали и жители Останкина. Некоторое время назад они попытались выяснить, что планируется построить рядом с их домами по ул. Акад. Королева, 8, на месте автостоянки. Их пугало то, что, по одним данным, по соседству должен был появиться торгово-офисный центр с гаражами, по другим - место готовили под жилую башню этажей в 40-45. На самом деле оказалось, что ликвидируемую автостоянку, а вместе с ней и часть "Усадьбы Останкино" займет 28-этажный элитный жилой дом и гаражный комплекс на 600 мест с торгово-деловым центром. В данном случае это незаконно не только из-за того, что жители против (по этому поводу они устраивают митинг протеста), территория предполагаемой застройки попадает в границы охранной зоны памятника садово-паркового искусства "Усадьба Останкино". Согласно закону РФ "Об объектах культурного наследия народов РФ" строительство в таких местах запрещено. А участок, расположенный между улицами Новомосковской, 1-й Останкинской и ул. Акад. Королева, 8, корп. 2, по данным Управления охраны памятников Москвы, входит в границы охранной зоны "Усадьбы Останкино". Прокуратура Москвы ответила жителям, что "документация находится в стадии разработки и строительство еще не начато, поэтому оснований для вмешательства в настоящее время нет". Возможно, документация и разрабатывается, но что касается собственно строительства, то оно фактически начато: площадка огорожена, и там, по наблюдению жителей, ведутся какие-то работы. Во всяком случае Московское бюро ЮНЕСКО уже обратилось к начальнику Управления охраны памятников Москвы с просьбой "остановить строительство в непосредственной близости от памятников архитектуры - Шереметевского дворца, церкви Святой Троицы и Музея-усадьбы "Останкино" (см. фото).

    С жителями Южного Бутова собираются поступить по-другому. Их предупредили заранее, что очень скоро на месте 11 деревень вместо 283 частных домов построят городское жилье. Конечно, некоторые из деревень давно пора снести. Но, например, в поселке Бутово 70% жителей не хотят переезжать (см. фото). Говорят, им нравится жить в своем теплом доме, с телефоном и удобствами. Вспоминают, что один раз их уже выгоняли на ПМЖ в деревни: в 30-е гг. насильно переселяли из центра Москвы (кого с Арбата, кого с Таганки или ул. Горького), реконструкция которого шла полным ходом. На новое жилье в Подмосковье, правда, давали денег. В 1984 г. деревни вошли в состав столицы. Теперь их хотят снести. И поэтому нарушают закон, не давая возможности бутовцам приватизировать земельные участки под своими домами. Люди выигрывают дело в суде, но даже по суду власти не оформляют право собственности на землю.

    Нужно делиться?

    МОСКВА похожа на зону боевых действий. В городе действует порядка 40 инициативных групп. Говорят, что на самом деле их гораздо больше - около 500. Протестовали и протестуют жители не только центра, но и Марьина, Марфина, Солнцева, Бирюлева, Ховрина, Тушина, Кунцева, Орехова-Борисова, Матвеевского, Крылатского, Лианозова, Аэропорта, Сокола, Сокольников, Хамовников и др. районов. По данным Комитета защиты москвичей (он образован почти 2 месяца назад по инициативе уполномоченного по правам человека при Президенте РФ), в 80% случаев строительство домов не согласовывается с жителями близлежащих домов. Это самое распространенное "мелкое" нарушение, которое еще недавно сходило строителям с рук. Сегодня если у управы любого района согласие откуда-то вдруг обнаруживается, а жители на самом деле его не давали, они сразу обращаются в суд.

    Понятно, что строить в Москве будут. Наверное, строительный комплекс приносит в городскую казну больше денег, чем все другие отрасли городского хозяйства. И, возможно, правы власти, считающие: если квартиры покупают, понимая, что себестоимость их в 2-4 раза ниже, значит, нужно строить еще больше. (Официальную позицию мы изложим в одном из следующих номеров.) Но практика улаживания конфликтов с жителями показывает, что все довольны, когда получают то, чего хотят. Нарушен закон - строительство нужно прекратить. Построено больше этажей, чем предусмотрено проектом, - застройщика оштрафовать и обязать за свой счет устранить самострой. Ликвидирована площадка - найти для нее место по соседству. И если квартиры в домах по соседству от новостроек действительно обесценились, доплатить разницу. А что? Если всем известно, что строительные компании зарабатывают огромные деньги (прибыль составляет 200-400%), может, пора начать делиться?

    Смотрите также: